Американские власти пытаются решить проблему поскорее, но все зависит от операторов кабельных сетей

Телекомпании делают все возможное, чтобы удержать за собой самый ценный диапазон частот. С этой целью они оказывают сильный нажим на операторов связи и федеральные власти, превращая обычную процедуру распределения спектра в настоящее стихийное бедствие.

Такая ситуация, по оценке Федеральной комиссии по связи (ФКС), становится еще одним тормозом на пути развертывания в США беспроводных услуг третьего поколения. Этот орган все еще планирует провести в марте аукцион, распределив на нем участки диапазона 700 МГц между операторами беспроводной связи, желающими развернуть новые услуги сотовой телефонии и передачи данных. Однако закон остается на стороне телевизионщиков, которые могут сохранить эти частоты за собой на неопределенное время.

Еще больше раздражают правительство попытки телекомпаний нажиться на аналоговом спектре, некогда полученном ими бесплатно по милости конгресса. В соответствии с программой перехода на цифровое телевидение (ЦТВ) диапазон 700 МГц был передан в их распоряжение вплоть до того момента, когда эта технология обретет зрелость.

По условиям соглашения, аналоговые каналы телевизионных компаний остаются неприкосновенными до 2006 г., или до тех пор, пока ЦТВ не займет 85% американского рынка, даже если это произойдет позже.

Согласно оценке ФКС, стоимость данного диапазона для операторов беспроводной связи превышает 70 млрд. долл. Телевизионные же компании утверждают, что смогут отказаться от аналогового телевещания лишь после того, как сформируется четкий рынок ЦТВ.

“В соответствии с решением конгресса ФКС может потребовать от производителей, чтобы все телевизионные приемники оснащались системами приема ЦТВ, однако она так и не воспользовалась предоставленным ей правом”, - говорит Эдвард Фриттс, исполнительный директор Национальной ассоциации радио- и телевещания (Вашингтон, округ Колумбия).

Однако отраслевые аналитики считают, что именно телевизионные компании сдерживают развитие ЦТВ, рассчитывая на выкуп за пресловутый диапазон 700 МГц.

“Попросту говоря, они хотят получить деньги, которые правительство намерено забрать себе, - говорит один из специалистов, много времени проработавший на ряде телевизионных станций этого диапазона. - Мы видим очередную "уловку-22", и операторы связи оказались зажатыми в ее тисках”.

Как нам стало известно, некоторые телекомпании уже запросили у операторов дальней связи миллиарды долларов за освобождение этих частот. А корпорация Paxson Communications (Уэст-Палм-Бич, шт. Флорида) - самый крупный пользователь диапазона - прошедшим летом напрямую заявила ФКС, что не откажется от своих прав на него. Она согласна освободить занимаемые частоты лишь после получения гарантий, что кабельные системы в состоянии транслировать все цифровые сигналы, излучаемые телестанциями, а те, в свою очередь, могут работать здесь в течение неопределенного времени.

Кроме того, президент Paxson Communications Лоуэлл Пакссон потребовал проведения частного вторичного аукциона на освобождение спорных частот и выплаты телекомпаниям выкупа.

“Это похоже на обычную сделку, - считает Боб Эган, аналитик фирмы Gartner Group (Стэмфорд, шт. Коннектикут). - При каждом перераспределении спектра приходится кого-то вытеснять из него. А этот "кто-то" конечно же имеет все права на занимаемую частоту. Так случилось в 1994 г., когда аукционировался диапазон 1900 МГц. Тогда операторы связи схлестнулись с поставщиками СВЧ-услуг, и за освобождение частот пришлось платить”.

Разочарованный позицией телевизионных компаний, председатель ФКС Уильям Кеннард выдвинул другое предложение: обложить те телестанции, которые не освободят диапазон 700 МГц до января следующего года, скваттерским налогом.

“Похоже, что бизнес-модель следующего десятилетия будет следовать девизу Twix: две сладкие палочки мне и ни одной тебе, - заявил Кеннард, выступая в нью-йоркском музее радио и телевидения. - Честно говоря, вещательные сети получили самую большую в истории Америки выгоду от бесплатной раздачи частот, если только не считать сделки Питера Стайвезанта, купившего у индейцев Манхэттен за $24”.

Кеннард внес и еще одно предложение: отменить то, что он назвал “85-процентной лазейкой”, оставив только твердую дату возвращения аналоговых каналов - 2006 г.