Но провозглашенный конец “новой экономики” не окончателен

Еще совсем недавно венчурные капиталисты соревновались, кто вложит больше денег в Интернет-проекты. Не инвестировать в Сеть считалось поступком недальновидным, ведь спрос на акции компаний “новой экономики” был колоссален, их стоимость росла как на дрожжах.

С января 1998 г. по июль 2000 г. американские венчурные фонды *1 потратили на это дело порядка 65 млрд. долл. своих клиентов (данные исследовательской фирмы Venture One). Некоторые из них успели извлечь неплохую выгоду, акционировав часть своих приобретений и продав доли в них на бирже или другим венчурным инвесторам (как и при инвестировании в оффлайновые фирмы, это удается сделать в 10% случаев). Другие же опоздали и теперь, возможно, кусают локти. В любом случае деньги потеряны, а продажа проектов лишь означает перекладывание убытков из кармана в карман. По некоторым оценкам, полный объем вложений в связанные с Интернетом компании через венчурное и биржевое финансирование составил 230 млрд. долл.

_____

*1. Венчурные фонды специализируются на вложениях средств в начинающие компании, не котирующиеся на бирже. После акционирования такой компании владеющий ею фонд сбывает свои акции на бирже. В противоположность им хеджинговые и другие фонды играют на колебаниях биржевого курса.

После крушения пирамиды все стали умнее. Web-проекты котируются рекордно низко - например, акция Amazon.com стоила в ноябре порядка $30 против $110 в январе, Yahoo - $56 против $250 и т. д. Одновременно упал и индекс NASDAQ: к 13 ноября снизился до уровня ниже 3000 более чем с 5100 в начале марта. Прошла и мода на рассуждения о “новой экономике”, о том, что Интернет перевернет мир, или о том, как та или иная компания, потратив несколько десятков или сотен миллионов долларов, захватит какой-либо сегмент рынка. Пришла мода считать деньги.

Новая жизнь

Столкнувшись с кризисом на бирже, венчурные инвесторы потребовали от сетевых компаний предъявить доходы или по крайней мере сказать, когда эти доходы стоит ждать. И тут выяснилось, что огромное число фирм не имеют об этом ни малейшего представления, а посему в продолжении финансирования им было отказано. Летом-осенью десятки американских Интернет-компаний прекратили операции, уволили значительную часть своего персонала или объявили о частичной переориентации бизнеса. В их числе оказались небезызвестные магазины товаров для домашних животных Pets.com и Petopia.com, сервис онлайновой доставки Stamps.com, финансовый портал Capital.com. Pets.com не спасло даже партнерское соглашение, заключенное недавно с Amazon.com (занятно также, что в июне Pets.com приобрел своего конкурента Petstore.com).

Наиболее известные проблемные сайты

Согласно данным, опубликованным в журнале Fortune, в этом году уже закрылось около 80 компаний “точка com”, еще больше стоит в очереди “в крематорий”. Также десятки фирм, среди которых и знаменитый Интернет-инкубатор IdeaLab, отложили начальное размещение акций (IPO) на бирже. Руководители многих еще живых Интернет-компаний, предчувствуя скорый конец, срочно ищут себе новую работу. Масштабные увольнения зачастую означают скорое закрытие проекта. Персонал, остающийся в них, обычно уже не занимается бизнесом в Web - в его задачу входит прежде всего продажа остатков фирмы за любые деньги.

Смерть Интернет-компаний стала настолько частым явлением (их называют теперь “унесенными точкой” - “dot-gone”), что появились даже проекты, делающие на этом неплохой бизнес. Например, фирма Overstock.com занимается распродажей по бросовым ценам имущества умирающих “точка-com”-проектов и содержимого складов онлайновых магазинов, а сайт FuckedCompany.com принимает ставки на то, какой сайт умрет следующим. В сентябре его посещало по 150 тыс. пользователей в неделю. Еще один сайт, StartupFailures.com, предлагает советы по поводу того, чему стоит научиться у приказавших долго жить проектов, публикует профили их бывших руководителей, указывает симптомы близкого провала и т. п.

Фактически осенью наступило крушение рынка потребительских Интернет-услуг. В силу разных причин основные модели, заложенные в основу предприятий сетевой экономики, не оправдали себя, и теперь наступил час расплаты.

Во многом эту экономику убили венчурные инвесторы, вложившие в нее слишком много денег. Избыток капитала повысил затратность проектов (увеличились зарплата сотрудников, плата за офис, цена создания сайтов и т. п.), а также позволил начинающим компаниям думать не о построении прибыльного бизнеса, а рассуждать о “захвате рынка” - фактически за счет демпинга. Бизнесы, основанные на получении прибыли (за счет подписки на их услуги, получения прибыли от продажи товаров, оказания платных услуг), не могли выиграть в ценовой войне. Ну кто будет у них покупать товар, если в соседнем, пусть и убыточном магазине он обойдется значительно дешевле? Кто заплатит за контент, когда кругом он бесплатен?

Коммерция без прибыли

Хуже всего пришлось сайтам, ориентированным на потребительскую э-коммерцию или получение доходов от размещения рекламы. После сокращения внешнего финансирования онлайновые магазины вынуждены закрываться или, на худой конец, поднимать цены.

Но повышение цен приводит к падению и без того невысокого спроса в онлайновых торговых точках (в США лишь около 0,7% розничных продаж идет по онлайновым каналам). По оценке исследовательской корпорации IDC, во время рождественских распродаж 2000 года, суммарные потери э-магазинов составят 200 млн. долл. (а убыточных - 700 млн. долл.). Вероятно, этот год для большинства из них окажется последним.

В число убыточных входит и лидер отрасли Amazon.com, у которого при обороте за последние девять месяцев 1,79 млрд. долл. потери составляют 866 млн. долл. Однако это обусловлено быстрым расширением компании (операционная маржа все же 25%). Недавно открыты отделения во Франции и Японии, в очередной раз увеличен ассортимент продукции, приобретены несколько других Интернет-магазинов. Но споры о том, достигнет ли Amazon.com когда-нибудь рентабельности, не утихают. Захотят ли терпеть его убытки инвесторы, зависит от того, удастся ли компании сохранить высокие темпы роста оборота (за девять мес. он увеличился на 86%) или нет.

С другой стороны, “.com”-компании, чей бизнес опирается на мощную оффлайновую основу своих родителей, такие, как Barnes&Noble или Wallmart.com, чувствуют себя теперь гораздо лучше и могут даже позволить себе фортели, немыслимые для онлайновых магазинов. Например, Wallmart.com в сентябре закрылся “на реконструкцию” и открылся снова лишь пару недель назад. Для подобных сайтов главное не объемы продаж в онлайне, а реклама своих прародителей.

Многие рассматривают как панацею B2B-коммерцию и рынок онлайновых услуг для реального сектора экономики. Здесь источники дохода более очевидны (подписка, комиссия за транзакцию, дополнительные платные услуги), однако и тут есть свои подвохи. Например, уже сейчас электронных бирж неоправданно много и их число продолжает увеличиваться. Многим биржам не удастся собрать необходимую для работы критическую массу клиентов, и, как предсказывают аналитики IDC, Gartner Group и PricewaterhauseCoopers, их придется закрыть.

Есть для этого и другие причины. B2B-взаимоотношения наиболее эффективны лишь в том случае, если фирмы открывают свои внутренние данные для других участников бирж или цепочек поставок. Но на этот шаг они идут с трудом - ведь на биржах торгуют их конкуренты. Джуд Хервиц (Judith Hurwitz), президент исследовательской структуры Hurwitz Group, полагает, что это также ускорит крушение большого числа public- и частных бирж (www.techweb.com/wire/story/TWB20001101S0002).

Реклама не спасает

Баннерная реклама, когда-то считавшаяся панацеей от всех бед, больше не может служить достаточным источником средств, необходимых для существования крупных сайтов. Оказалось, что ее эффективность (Click-through-ratio, CTR) стремительно падает: несколько лет назад CTR составляла десятки процентов, сейчас - 0,38%. Вместе со снижением эффективности баннеров падают спрос на них и доходы сайтов. Джейсон Мак-Кэйб Калаканис (Jason McCabe Calacanis), редактор и CEO информационного агентства Silicon Alley Reporter, на конференции, прошедшей в рамках Internet Commerce Expo, назвал баннеры “абсолютным, полным, окончательным провалом” (см. www.idg.com).

Курс акций Amazon.com плавно падает

Самое интересное, что массовая смерть одних сайтов вызывает неприятности у других - ведь до 40% баннерной рекламы обеспечивали стартап-компании. В августе, когда инвесторы сократили их финансирование, ее общий объем упал на 7,6% по сравнению с июлем (данные AdZone Interactive). Кстати говоря, начинающие Web-проекты приносили много рекламы и американскому телевидению, являлись активными потребителями у поставщиков вычислительной техники. Обе группы теперь недосчитались части доходов. Это привело, в частности, к серьезному снижению котировок акций корпорации Intel осенью (с $70 до $45).

Как свидетельствуют результаты ряда исследований (Internet Advertising Bureau, PricewaterhouseCoopers, Veronis Suhler - см. http://news.cnet.com/news/0-1005-200-2463112.html), объем Интернет-рекламы в ближайшие годы все же будет увеличиваться за счет роста интереса к Интернету крупных оффлайновых рекламодателей типа Procter&Gamble или Coca-Cola. Однако Кевин Райан, генеральный менеджер ведущего дистрибьютора целевой рекламы DoubleClick, прогнозирует снижение темпов роста рекламы в краткосрочной перспективе - в конце этого и начале следующего года. DoubleClick даже диверсифицировала бизнес, приобретя фирму NetCreations, специализирующуюся на маркетинге по электронной почте (см. news.cnet.com/news/0-1005-200-3181804.html). Вероятно, следует ожидать и изменения форм подачи Web-рекламы.

Выжить бы+

Типичный пример удачного ведения бизнеса являет собой Yahoo - одна из немногих сетевых компаний, не только достигших прибыльности, но и демонстрирующих ее рост. В сентябре она объявила о получении квартальной прибыли в размере 81,1 млн. долл. и обороте в 295,5 млн. долл. против 38,5 и 155,9 млн. долл. год назад. Однако для достижения прибыльности она заключает партнерские соглашения, продвигающие некоторые компании небаннерными способами. Например, в октябре была заключена маркетинговая сделка с компанией Visa, обеспечившая последней статус “по умолчанию” для торгового, туристического и “кошелькового” сервисов Yahoo. Помимо этого Yahoo занимается созданием и поддержкой внутрикорпоративных сайтов крупных компаний. Однако начальные инвестиции в Yahoo были огромны, и окупятся ли они когда-либо, неизвестно.

Разумный тип бизнеса - это аккуратное ведение дел, без гигантомании, убытков и жизни “на игле” внешнего финансирования. Но пока так можно построить лишь малый бизнес. Его пример - российские компании Price.ru и Bolero.ru (вообще говоря, и “крупные” наши проекты с миллионными инвестициями - тоже малый бизнес, если смотреть на доходы, а не на траты).

Еще один путь - это построение онлайновой поддержки основного (оффлайнового) бизнеса. На Западе так ведут себя торговые дома WallMart.com и Karstadt - создание их торговых сайтов приводит к увеличению на несколько процентов оборотов оффлайновой сети, что с лихвой окупает затраты на поддержку сайта. В России этим путем идет компания “ГУМ-Интернет”. B2B-системы также могут принести прибыль, если они строятся грамотно, с соответствующим экономическим расчетом.

Выступая недавно в Лондоне на конференции инвесторов, президент Yahoo Джеффри Маллет заявил, что Интернет лишь “семилетний ребенок”, и крушение мифа о возможности быстрого обогащения c его помощью не означает отсутствия у Web будущего. И это так, ведь большая часть денег инвесторов, сгоревших в Интернет-проектах, все же пошла на дело - создана мощная инфраструктура Интернета, к Сети подключилась огромная аудитория. А способы извлечь из этой аудитории деньги умные люди всегда найдут.