Ближние и дальние перспективы

Окончание. Начало см. PC Week/RE, №11/ 2000, с. 2.

Вкусить общения с клиентами на швейцарских высотах руководство корпорации “Галактика” прибыло в неполном составе. Не хватало Дмитрия Черных, председателя совета директоров и одного из главных идеологов масштабного ныне бизнеса, выросшего из несложной бухгалтерской системы. Теперь он “выращивает” новый бизнес, находясь в Калифорнии, и процесс, видимо, вошел в достаточно ответственную стадию, раз не удалось выбраться на столь значимое для фирмы мероприятие.

Оборону пришлось держать присутствовавшим “галактическим” руководителям, причем основная часть вопросов касалась, естественно, перспектив системы “Галактика”. О них для читателей PC Week/RE подробно рассказал Геннадий Гацко, первый вице-президент корпорации, начальник Управления разработки ПО.

Геннадий Гацко: Мы, как разработчики, в своем понимании будущих потребностей клиентов должны опережать развитие рынка, поскольку цикл разработки нового продукта занимает обычно не менее двух лет. Поэтому за два года до того как потребность возникнет мы должны начать ее реализовывать.

PC Week: Насколько мне известно, в 1999 г. подразделение, занимающееся разработкой системы “Галактика”, значительно выросло - со 110 до 170 человек. Чем это было вызвано?

Геннадий Гацко: Это обусловлено масштабными изменениями, которые происходят с системой. Они подразумевают и технологические, и функциональные преобразования.

Начну с технологических. Планируемый переход с двухуровневой архитектуры на трехуровневую уже осуществляется, но это процесс небыстрый. Сейчас прикладные и системные программисты параллельно приступили к работе в данном направлении.

PC Week: Как будет выглядеть этот переход для пользователя?

Г. Г.: Функциональность в “Галактике” заложена очень большая, и мы ни в коем случае не должны ее потерять. Поэтому намечен эволюционный переход, при котором произойдет постепенный перенос функционала со старой технологии на новую. Новые модули создаются по новой технологии, а в функционирующих будут постепенно заменяться только определенные компоненты. Таким образом вся система постепенно преобразуется к новой архитектуре.

При этом клиенты “Галактики” получат дополнительные возможности начиная с версии 6.0 при полном сохранении всей уже используемой функциональности. Естественно, мы постараемся сделать для них переход наиболее комфортным, но само изменение технологии особых сложностей у клиентов не вызовет. Если в исполняемом модуле поменялись какие-то объекты, то пользователь этого не увидит, потому что все произошло внутри системы. А бизнес-логика останется прежней, просто часть вычислений перенесется на сервер. В результате система станет быстрее работать.

Что касается технических подробностей, то это выглядит так. Если раньше у нас была своя собственная среда разработки, то сейчас мы переходим на стандартные средства, имеющиеся на рынке. Мы будем встраивать в свою систему middleware (ПО промежуточного слоя) и сейчас идет выбор соответствующего стандарта для этого - COM или CORBA. В качестве средства разработки будет использоваться Java, поскольку рынок стремительными шагами движется к Интернету.

Окончательный переход на новую архитектуру произойдет года через два, а пока процесс разработки ПО для архитектур будет идти параллельно. Функциональность системы “Галактика”, имевшаяся у клиента, сокращена не будет.

PC Week: Означает ли это, что в конечном итоге ваш собственный “Атлантис” будет заменен?

Г. Г.: Конечно.

Николай Красилов

PC Week: Расскажите, пожалуйста, более детально о развитии функциональности. Вы сегодня представляли систему “Галактика” как совокупность трех крупных компонентов: информационной системы для руководства, контроллинга и управления ресурсами. Что конкретно стоит за каждым компонентом и что из перечисленного реальность, а что - перспектива?

Г. Г.: Реальность - информационная система для руководства и отчасти контроллинг. Взаимосвязанное управление ресурсами, подразумевающее автоматическое планирование производства и расчет потребностей, - более далекое будущее не только в плане реализации, но и в смысле спроса на него.

Контроллинг - это в большей степени бюджетирование на уровне продукции, т. е. оперативный управленческий контроль различных затрат на коротком интервале времени, например, в течение месяца. В блоке финансового управления, который в начале лета уже выйдет в промышленную эксплуатацию, эта возможность будет реализована. При разработке этого модуля мы использовали рекомендации некоторых наших клиентов и считаем такое взаимодействие очень результативным.

Думается, этот модуль будет особенно актуален для тех предприятий, которые развиваются динамично, располагают очень большой номенклатурой продукции и она часто меняется. В такой ситуации руководитель не может оперативно оценить, насколько фактическая себестоимость будет отличаться от плановой, если в производстве один материал заменили на другой. В этом случае себестоимость, естественно, тоже изменится. Но на сколько? Без помощи системы руководитель узнает об этом уже после того, как продукцию выпустят. И тут вдруг окажется, что предприятие потерпело убытки, стало неконкурентоспособно. Себестоимость надо считать оперативно, а без автоматизации это просто невозможно.

Информационная система руководителя - не тиражный, а индивидуально разрабатываемый для каждого предприятия продукт, отражающий стиль управления директора. С прошлого года уже несколько таких систем, разработанных нами, функционирует у наших клиентов. Они построены с использованием разных программных средств - на основе MS Excel, инструмента InSight фирмы Arcplan и OLAP-технологий SAS Institute. Объединяющим началом для каждого из них является операционный слой системы “Галактика”. Ценовой диапазон подобных решений простирается от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов.

Теперь про производственное планирование. Мы собираемся к концу года выпустить в опытную эксплуатацию версию, поддерживающую концепцию MRP II.

Вообще в “Галактике” уже были заложены возможности составления планов, но они не были взаимоувязаны - план по сбыту существует сам по себе, план по снабжению тоже формируется отдельно. В новой версии будет реализовано взаимоувязанное планирование сбыта, снабжения, производства, финансов и других планов. Появится возможность моделирования хозяйственной деятельности, опирающейся на различные варианты планов, и выбора из них наиболее предпочтительного. Задача сложная, но мы над ней уже полтора года работаем.

PC Week: Кажется, на второй “галактической” конференции шел разговор о том, что в 2000 г. будет выпущена новая система - типа “Галактика-2000”. Что сейчас с этим проектом?

Г. Г.: Проект состоял из двух частей: функциональной и технологической. По развитию функциональности я считаю задачу выполненной. За это время полностью переработано или заново разработано семь новых модулей: финансовое планирование (бюджетирование), оперативное управление финансами (финансовый календарь), финансовый анализ, производственное планирование, контроллинг (управленческий учет затрат), управление ресурсами (взаимоувязка всех планов), учет фактических затрат (бухгалтерский). Технологическое развитие было связано с реализацией новой архитектуры с помощью собственных средств разработки. Однако мы переосмыслили данную позицию и перешли на новую концепцию, связанную с использованием midlleware.

PC Week: Как часто в среднем выходят версии?

Г. Г.: Раз в год. В нынешнем году выйдет версия 6.0.

Если у разработчиков душа болит о репутации продукта, то у высшего руководства - о своевременных ходах на рынке.

“Во многом наши сегодняшние действия - это продолжение и развитие работ, начатых в 1999 г., - говорит президент корпорации “Галактика” Николай Красилов. - Мы провели сегментацию наших решений как по отраслям, так и по масштабу предприятий. Оказалось, что выгодно предлагать линейки продуктов от верхнего до нижнего уровня. Например, средние предприятия - это весьма серьезный слой рынка, поэтому для них мы выпустили решение "Галактика-Старт", у которого существенно ниже "порог вхождения". Если у полновесной "Галактики" входной порог от 25 тыс. долл. (за лицензии и некоторый минимальный набор услуг), то для "Галактики-Старт" - от 5 тыс. долл. Разница этих вариантов заключается в функциональности предлагаемой системы: более дешевый не включает производственный контур и в нем несколько ограничены возможности бухгалтерского модуля.

Честно говоря, на этапе утверждения этого предложения шла жесткая борьба за себестоимость - нужно было обеспечить дешевый продукт и дешевые услуги. Снижения стоимости услуг удалось достичь за счет привлечения к работам партнеров. В прошлом году мы экспериментировали и с этой программой, а теперь развиваем ее. Надеемся, что это позволит увеличить охват рынка.

Над отраслевыми решениями размышляли тоже очень много, ведь любая глубокая проработка стоит существенных денег. В результате выбрали несколько приоритетных отраслей - нефтегазовую, телекоммуникационную и химическую. В решениях для них предусмотрена максимальная глубина проработки и максимальное вложение средств с нашей стороны. Остальные отрасли мы тоже уважаем, но пока усилий и средств в них вкладываем меньше.

"Галактика" перестала делать свою систему документооборота, зато начала продвигать аналогичное партнерское ПО - американской компании FileNet. Несмотря на "молодость" отношений с этой фирмой, у нас уже есть первые клиенты в России из международных компаний, где вводится в эксплуатацию версия на английском языке. Но скоро появится и русский вариант - FileNet выделила средства на локализацию, которая пройдет в сжатые сроки, в течение полутора месяцев, а затем система будет отдана на тестирование разработчикам.

Цены на лицензии варьируются от 1 до 4 тыс. долл., однако FileNet обещает установить специальную ценовую политику для России”.

О подробностях нового проекта корпорации, развивающегося в Америке, г-н Красилов до поры до времени рассказывать не стал, сообщив лишь, что вкладываемые в него средства пока невелики, а рынок СНГ по-прежнему рассматривается как основной и стратегически важный.