ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР

В одном из октябрьских номеров PC Week/RE (см. № /99, с. 32) была опубликована содержательная статья Светланы Коховой о дефиците кадров в индустрии высоких технологий США и о том, какую выгоду сулит этот дефицит российским программистам. Для меня, человека, основавшего свой консалтинговый бизнес в Америке более шести лет назад, поднятая в ней тема настолько близка, что захотелось поделиться некоторыми соображениями на этот счет (тем более что в публикации упомянута компания Auriga, президентом которой я являюсь). Статья сопровождалась комментариями калифорнийского консультанта PC Week/RE Фатеха Вергасова  -  этакий взгляд “изнутри” на затронутую проблему. Однако, по моему мнению, он не всегда точно отражал сложившуюся в США ситуацию. Кроме того, мне захотелось более подробно осветить некоторые очень важные аспекты, недостаточно полно раскрытые в этой публикации.

Светлана Кохова описывает три способа решения проблемы дефицита кадров в США  -  подготовка национальных кадров, импорт специалистов из-за рубежа и перемещение разработок за пределы страны. По мнению комментатора, “есть и четвертый путь, который пока игнорируется из-за фанаберии и глухого сопротивления самих переоцененных программистов. Это дистанционная работа через Интернет”. Позволю себе с этим не согласиться. Видимо, здесь речь идет о “телекомьютинге”  -  одной из самых важных и интересных проблем современной компьютерной индустрии США, активно обсуждаемой всей компьютерной прессой.

В качестве примера организации высокоэффективного телекомьютинга можно привести установку в начале 90-х на горнолыжном курорте Теллюрайд в штате Колорадо очень мощного по тем временам сервера, благодаря чему Теллюрайд вошел в список престижнейших городов США, и в него до сих пор стекаются на постоянное жительство и на отдых американские высококлассные специалисты. И неудивительно: расслабляясь после захватывающих дух спусков по трассам, они могут свободно связываться с серверами своих фирм и постоянно быть в курсе всех дел. И сегодня телекомьютинг заведомо эффективен тогда, когда им занимаются кадровые сотрудники компании, имеющие доступ к быстрому Интернету или выделенным линиям. Это позволяет программисту, оставаясь в домашних тапочках, участвовать в видео- и интернетовских конференциях, встречах и совещаниях, быть полноправным участником проводимых разработок.

Телекомьютинг действительно очень важное направление, но пока оно представляет интерес главным образом для самих Соединенных Штатов. В России же говорить о серьезном телекомьютинге пока не приходится *1, поскольку состояние Интернета в нашей стране на сегодняшний день просто плачевное... Даже если фирма имеет высокоскоростной канал, она постоянно сталкивается с различными трудностями, обусловленными низким качеством предоставляемых услуг. Взять хотя бы наш московский Центр программного обеспечения Auriga: несмотря на то, что мы используем 512 кбит/с канал, у нас регулярно возникают проблемы с передачей информации в США. Для развития нормального телекомьютинга в России необходимо в первую очередь совершенствовать Интернет и телефонную сеть.

_____

*1. Редакция PC Week/RE не разделяет мнение автора. Известны компании в Москве и С.-Петербурге, успешно работающие с зарубежьем по среднескоростным каналам.

Если же говорить о проектах, которые можно разрабатывать с помощью телекомьютинга, то американские компании даже мысли не допускают, чтобы поручить мало-мальски крупный проект телекомьютерам “со стороны”. И доверяются такие проекты лишь надежным, хорошо зарекомендовавшим себя партнерам и контракторам. Что касается мелких проектов, то сейчас они стали появляться на Интернет-аукционах. Хорошо бы, конечно, и дальше совершенствовать эту практику, но пока она, к сожалению, находится в зачаточном состоянии. К тому же следует учитывать и тот факт, что грамотная организация разработки небольшого проекта требует почти столько же усилий со стороны менеджеров и координаторов, сколько и организация разработки проекта на порядок большего! Ничего стоящего и серьезного без постоянных живых контактов и налаженного инженерного процесса сделать невозможно!

Так что телекомьютинг  -  дело хорошее, но для России, если попытаться обратить в свою выгоду американский кадровый кризис, на мой взгляд, гораздо более перспективный и продуктивный путь  -  это путь оффшора. Благо эта дорога уже протоптана и есть у кого опыта набраться: у той же Индии, а еще лучше у Ирландии, которая в значительной степени живет оффшором, а качество программных продуктов и услуг равно американскому!

Действительно, поиск и подбор специалиста надлежащей квалификации в Штатах  -  проблема очень сложная. Автор статьи справедливо заметила, что большая часть американских работодателей недовольна качеством подготовки ИТ-персонала. Конечно, при огромном спросе на программистов, даже слабые (и прекрасно осознающие это!) специалисты могут быть относительно спокойны за свое будущее и не испытывать особой необходимости в профессиональном совершенствовании. Снижение в среднем квалификации американских программистов происходит за счет многих факторов, и в первую очередь из-за привлечения работников других профессий, прошедших поверхностную переподготовку. По словам самих работодателей и менеджеров по кадрам, на каждое объявление о вакансии в фирму обращается от 10 до 100 претендентов, но при этом компания редко находит специалиста, который может сразу начать работать, не тратя уйму времени на переподготовку! Поэтому американские фирмы часто предпочитают переложить решение своих кадровых проблем на надежные рекрутерские и консалтинговые фирмы.

Что же касается найма иностранных специалистов американскими фирмами, то это дело действительно хлопотное, а зачастую с юридической точки зрения и довольно щекотливое.

Во-первых, компания-спонсор должна отправить в Департамент по труду США заявление об условиях труда (LCA, Labor Condition Application), в котором декларируется вакансия и указывается заработная плата иностранца, соответствующая средней зарплате американского специалиста аналогичной категории. Во-вторых, после одобрения LCA компания-спонсор составляет петицию в Службу иммиграции и натурализации США (INS, Immigration and Naturalization Service), относящуюся уже к Департаменту юстиции США. В петиции содержится просьба предоставить визу H-1B конкретному специалисту, претендующему на занятие вакансии, описанной в LCA. В-третьих, претендент на получение статуса H-1B должен обратиться в местное консульство Госдепартамента США, где государственные чиновники скрупулезно проверяют, соответствует ли он описанной вакансии, достоин ли, по их мнению, получить визу и т. д.

Процесс оформления визы H-1B сложный, и именно поэтому на ее оформление для иностранцев идут либо гиганты компьютерного бизнеса (например, Microsoft и Sun), либо консалтинговые фирмы, имеющие огромный опыт в этом деле и берущие ответственность за найм иностранного работника на себя. Как правило, на подобные компании работают юристы, в совершенстве разбирающиеся в трудовом и эмиграционном законодательстве.

Помимо юридических сложностей есть еще одна существенная причина, почему мелкие и средние компьютерные фирмы, как правило, не хотят связываться с оформлением виз H-1B: ведь если компании нужен специалист, то он нужен здесь и сейчас. На оформление же рабочей визы в среднем уходит три месяца, и это при условии, что квота виз H-1B в данном центре Иммиграционной службы США не исчерпана, иначе можно и полгода прождать (в 1999 г. в двух из четырех центров INS лимит на квоты H-1B был исчерпан в апреле и до октября рабочие визы не выдавались). К тому же на всех перечисленных выше этапах получения статуса H-1B соответствующие департаменты США могут потребовать предоставления дополнительной информации о претенденте и компании-спонсоре, что задерживает процесс предоставления визы. Консалтинговые же фирмы, в силу специфики своей деятельности, могут позволить себе потратить время на оформление виз и ожидание. Кроме того, как правило, в любой консалтинговой компании всегда есть специалисты, которые “сидят на скамейке запасных” и в любой момент готовы начать работать.

Не могу не затронуть и еще один важнейший аспект  -  качество знания английского языка у иностранцев. По мнению Фатеха Вергасова, не стоит излишне педалировать остроту языковых проблем: “Ради хорошего спеца и не то еще стерпят... разговорный (английский) им и не нужен, ведь на разговоры времени в американских фирмах нет”. Увы, мой опыт работы с американскими компьютерными фирмами постоянно убеждает меня в обратном! Мало того, что прежде чем поступить на работу, человек должен пройти интервью (обычно не одно), и безмолвие становится самым большим врагом: трудно по достоинству оценить человека, который не в состоянии вымолвить слово и не понимает, о чем его спрашивают! Но это еще не все! В американских фирмах уйма времени тратится именно на разговоры, ведь спецификации разрабатываемых продуктов не высекаются раз и навсегда на гранитной скале, они постоянно меняются, обсуждаются на совещаниях сотрудников и заказчиков. От этого никуда не уйти, программисты вынуждены постоянно участвовать в этих обсуждениях, и английский, используемый при этом, весьма далек от школьной программы. Вообще, приезжая в Штаты, люди даже с вполне приличным знанием английского испытывают настоящий языковой шок, и справиться с ним удается далеко не каждому. Очень часто наши высококлассные специалисты теряют свою ценность для пригласивших их на работу американских компаний именно из-за того, что им недостает навыков общения! Плохой английский язык  -  это самый большой комплекс, проблема номер один, бич иностранцев! Конечно, если амбиции человека позволяют ему влачить безмолвное существование  -  тогда другое дело... Но если его жизненная позиция сколь-нибудь активна и он хочет хоть чего-то в Америке добиться  -  без хорошего английского ему там делать нечего!

В заключение мне хочется остановиться еще на одном очень важном моменте. В Штатах против повышения квоты на выдачу рабочих виз H-1B выдвигаются следующие доводы: во-первых, иностранцы занимают рабочие места американских граждан, и, во-вторых, поработав по визе H-1B в США определенное контрактом время, они уезжают в родные края. Первый аргумент более-менее очевиден: безусловно, дополнительный приток специалистов из-за рубежа, снижает кадровый дефицит и, следовательно, препятствует безудержному росту зарплат, что невыгодно для американских работников. Что касается второго, американцы боятся, что иностранцы приедут, всему научатся и увезут свои знания обратно на родину. Опасения не напрасны: вспомним, например, что ядерная физика Китая была создана в значительной степени благодаря такой практике, а в последнее время в Соединенных Штатах наметился процесс оттока ирландских программистов. Итак, получается, что, отбыв положенные по H-1B шесть лет в Штатах, набравшись знаний, опыта и идей, иностранцы возвращаются к себе домой, а бедным американцам опять придется учить уму-разуму новых временщиков! Быть может, недалек тот день, когда и российские программисты начнут возвращаться на родину?    

К автору можно обратиться по адресу: sukharev@auriga_usa.com.

Версия для печати