Елена Монахова    

Мероприятия, проводимые агентством PRP Group, неизменно пользуются популярностью у представителей прессы. Наверное, Андрей Свешников - президент PRP (сам бывший журналист) и его коллеги лучше других представляют, как сделать банальную пресс-конференцию нескучной.

Празднование четырехлетия агентства PRP Group 26 ноября (прошедшее, кстати, тоже при обилии гостей) счастливым образом совпало с появлением в его составе новой компании “ОднаКо” (в английском эквиваленте - 1Co.), предоставляющей отныне полный спектр услуг корпоративным клиентам в области PR и маркетинга на основе Интернет-технологий.

Своим мнением по поводу “модных” течений в Интернет-среде и колебаний спроса на этом рынке делятся с читателями PC Week/RE генеральный директор “ОднаКо” Андрей Свешников и технический директор новой компании Кирилл Вавилов.

РС Week: Насколько мне известно, ваша жизнь сейчас складывается в “шахматном” порядке - три недели в России, три недели в США. Такой режим, наверное, помогает отчетливо увидеть качественное различие рынков. Если попытаться сравнить американский сегмент Интернета с нашим, то что больше всего бросается в глаза? На чем люди зарабатывают деньги в Сети здесь и там?

Андрей Свешников: Рынки настолько различны, что сравнивать их пока нет смысла. Основной вывод такой - здесь рынка практически нет, а там он хотя и в первоначальном виде, но сформирован.    

Андрей Свешников: “Мы хотим интегрировать классический PR и Интернет”

На чем зарабатывают деньги в Интернете? Из множества различных способов я бы выделил три:

1. Самое банальное, о чем сегодня говорят все, - электронная коммерция, продажа через Интернет товаров и услуг, оплачиваемых по карточке. То есть бизнес, ориентированный на массового покупателя. В России этого пока нет.

2. Оптимизация процессов в цепочке business-to-business (что более приемлемо для России). Благодаря использованию Интернета сокращаются издержки при взаимодействии территориально разбросанных компаний или предприятий. Приложения business-to-business (B2B) успешно применяются в схемах дилеры-дистрибьюторы, при работе с удаленными складами. Они позволяют ликвидировать цепочки посредников, экономя реальные деньги. Уже стал хрестоматийным пример с фирмой Dell Systems, значительно увеличившей свои прибыли за счет приема заказов через Интернет, проведение консультаций и осуществление техподдержки. В 2000 г. на аналогичной Интернет-основе будет строить свой бизнес Ford Motor и многие другие известные компании.

3. Производство сайтов, размещение рекламы, использование Интернета как инструмента маркетинга.

Возникающие на Западе компании специализируются на каждом из перечисленных направлений. (Вообще стоимость портала сегодня порой доходит до миллиона долларов - есть за что бороться.)

Свое место на рынке мы видим именно в третьем сегменте.

РС Week: Какое новое качество получили родительские компании от объединения части своих ресурсов?

А. С.: Надо сказать, PRP около года готовилась к выходу в Интернет. Вообще, на мой взгляд, любой бизнес, который сегодня не использует возможности Интернет-технологий, обречен на значительную потерю доли рынка в скором времени. Это касается и PR-агентств.

В результате объединения PRP Group приобрело серьезные мощности по созданию интерактивных сетевых ресурсов, что позволит нашим специалистам теперь применить свои знания в области маркетинга и в Интернете. В России классический PR и Интернет пока еще живут отдельно друг от друга. А мы хотим их интегрировать таким образом, чтобы корпоративный клиент мог иметь дело с компанией, которая знает и что такое маркетинг, и что такое Си++.

У “ОднаКо” есть несколько уникальных черт.

- по сути это первая мультипрофильная коммуникационная компания, родоначальником которой явилось агентство, изначально не специализировавшееся на Интернете. Благодаря обширному территориальному охвату, обеспеченному родительской компанией (PRP имеет представительства в Алма-Ате, Киеве, С.-Петербурге), 1Со. сразу получает возможность работать на разных рынках России и СНГ. Такой сферы влияния нет у других PR-агентств.

- обширные связи PRP на рынке США (а туда с улицы не зайдешь) позволяют рассчитывать на доходы от экспорта созданных “ОднаКо” сложных технологических решений для Web-сайтов (там они на порядок дороже и спрос на них явно не удовлетворен). В современной Америке огромный капитал Уолл-Стрита причудливым образом переплетается с большим количеством генерируемых идей. Но тот рынок обделен технологическими знаниями - не хватает квалифицированных программистов, чтобы эти идеи реализовать. Объем средств, вложенных в Интернет-индустрию, не соответствует профессионализму этой индустрии, как в маркетинговом, так и в технологическом плане. Поэтому мы с нашими предложениями хорошо туда вписываемся. По сути это классическое оффшорное программирование, которое может быть весьма эффективным ввиду того, что наш партнер - “Город-Инфо” - располагает оригинальными ноу-хау в области Интернета.

Кирилл Вавилов: “Работа над сайтом с момента его создания только начинается”

Основное предназначение 1Co. в том, чтобы правильно понять, какие бизнес-задачи клиент хочет решить за счет присутствия в Интернете, разработать оптимальную для него Интернет-стратегию и помочь ее реализовать.

Нас иногда пытаются сравнивать со студией Артемия Лебедева Web-Design (наверное, по причине ее наибольшей раскрученности на российском рынке). Я хотел бы подчеркнуть, что пересечение с ней у нас только по одному направлению - разработке дизайна. Помимо этого у нас есть еще Интернет-маркетинг, контент-поддержка (близкая к классической журналистике), сложное программирование. Отличий больше, чем сходства.

РС Week: Известны случаи, когда небедные в общем-то фирмы поручали разработку своего сайта студенту четвертого курса какого-нибудь технического вуза. Считается, что это дело нехитрое. Где та грань, что отделяет профессиональное исполнение от кустарного?

Кирилл Вавилов: Сайт находится на стыке трех областей:

- графический дизайн;

- смысловая часть (PR, контент), позволяющая донести необходимую информацию до потенциальных пользователей;

- техническая реализация (для выполнения сложных бизнес-задач или больших проектов нужна сложная техническая база).

Все это разворачивается в серьезную последовательность работ: разработка бизнес-концепции сайта и его дизайна, структурирование информации и оптимизация работы с ней, наполнение содержанием, программирование.

Я еще не встречал человека, у которого в одной голове содержались бы знания обо всех перечисленных областях. Это просто невозможно. Потому-то и существуют компании, профессионально занимающиеся каждым отдельным направлением. В больших компаниях дизайн, контент и программирование ведут разные отделы.

Налицо выраженный спрос на коллективы, обеспечивающие поддержку всех направлений, за такой сервис клиенты готовы платить большие деньги.

Работа над сайтом с момента его создания только начинается. После того как он введен в эксплуатацию, разворачивается самый захватывающий сюжет - техническая и информационная поддержка. Иной раз объем работ по ведению сайта существенно превышает объем работ по его созданию. Ведь необходимо, чтобы Интернет-ресурс адекватно отражал деятельность фирмы в любой момент времени, достигал нужной целевой аудитории, обеспечивая запланированный маркетинговый эффект. Это далеко не простая задача, которая по силам только подготовленным маркетологам.

Через год сайт, как правило, теряет свою актуальность. Поэтому не реже одного раза в год его следует перестраивать, менять дизайн. И вообще жизнь в Интернете очень динамична, она измеряется не годами, а кварталами. Это надо учитывать при планировании соответствующих работ.

Штрихи к портрету

Компания “ОднаКо”, зарегистрированная в конце ноября 1999 г., образовалась на основе двух фирм - PR-агентства PRP Group (www.prp.ru) и разработчика комплексных решений в области Интернета компании “Город-Инфо” (www.gorod.ru). Доля PRP в новом проекте составляет 60%, “Города-Инфо” - 40%.

Сегодня в 1Co. трудятся 12 сотрудников. Из них четыре маркетолога, четыре высококвалифицированных программиста и два дизайнера. Возглавил “ОднаКо” президент PRP Group Андрей Свешников, пост технического директора занял технический директор “Города-Инфо” Кирилл Вавилов.

Новая компания ориентирована на предоставление корпоративным клиентам полного спектра услуг в области PR и маркетинга, начиная с традиционного оффлайнового и заканчивая онлайновым вариантом, использующим Интернет-технологии. Это подразумевает разработку концепции высокотехнологических корпоративных сайтов и их дизайна, обеспечение технической и информационной поддержки, и главное - коммерческой отдачи.