“Русскиiй курьеръ” всё доставит в лучшем виде

24 ноября в Российской государственной библиотеке (РГБ, бывшей Ленинке) состоялась презентация проекта “Русскiй курьеръ” - электронной службы заказа и доставки копий документов, имеющихся в распоряжении этого крупнейшего в Европе хранилища книг и других печатных материалов. Она реализована совместными усилиями РГБ и Агентства по распространению литературы и информации “Российские библиотеки”, а также благодаря спонсорской поддержке со стороны компаний Hewlett Packard и Intel, которые предоставили необходимое офисное и сетевое оборудование на общую сумму 150 тыс. долл.

Демонстрация работы службы “Русскiй курьеръ” в актовом зале РГБ

Необходимость создания такой системы возникла уже давно - подобные службы широко распространены за рубежом, да и в России этот проект уже не первый (в частности, аналогичную службу имеет Историческая библиотека). По мнению директора РГБ Виктора Федорова, “Русскiй курьеръ” позволит значительно расширить доступ к богатейшим фондам библиотеки, в которых хранятся более 42 млн. томов. Сегодня библиотеку посещают ежедневно около 5 тыс. человек, теперь же ее фонды будут доступны пользователям Internet во всем мире.

Основная схема работы службы подразумевает для заказа и доставки документов использование Internet. Однако, учитывая специфику нашей страны, данный проект предусматривает разные варианты общения с пользователями: по телефону, факсу, с помощью обычной почты. Руководитель “Русского курьера” Михаил Колесников считает, что в самом оперативным варианте (работа через Internet и оплата через кредитную карточку или депозитный счет) заказ будет выполняться в течение 24 - 48 ч. В будущем планируется расширить объем предоставляемой информации за счет сотрудничества с другими крупнейшими библиотеками мира и России.

Стоимость заказа зависит от сложности поиска и используемой технологии копирования (для редких изданий будет применяться исключительно бесконтактный метод с помощью цифровой фотоаппаратуры). В среднем цена копии одной страницы документа составит 3 руб.

Однако пока новой службе придется отрабатывать вопросы взаимодействия со своими клиентами, поскольку сегодняшняя инфраструктура российских библиотек еще не очень приспособлена для работы с современными компьютерными технологиями. Например, в РГБ лишь год назад было начато создание электронного каталога, пока в нем зафиксированы только вновь поступившие документы (около 70 тыс. ед. хранения). Остальные книги можно заказать традиционным способом - через сотрудников библиотеки.

Не очень простой представляется и проблема с защитой авторских прав, так как библиотека, в общем случае, не имеет права тиражировать документы без соответствующего соглашения с авторами.

Тем не менее опыт создания подобных служб показывает, что все эти проблемы вполне разрешимы. В этой связи можно только согласиться с мнением представителя Министерства культуры России Александра Вислого, заметившего, что “открытие службы электронной доставки документов в РГБ мы рассматриваем как первый камень, заложенный в фундамент будущей всероссийской библиотечной сети”.

Обратиться в “Русскiй курьеръ” можно по адресу: www.rsl.ru/courier.

Версия для печати