Александр Голышко, Анастасия Маркович

Нет в современном мире систем радиотелефонной связи, у которых не было бы проблем с абонентской емкостью, наличием свободных радиочастот, качеством и устойчивостью связи и которые не испытывали бы пагубного влияния различных помех. Лишь к концу 80-х годов была создана принципиально новая коммерческая система радиотелефонной связи, выполненная по технологии многостанционного доступа с кодовым разделением каналов (МДКР) или, как ее называют во всем мире, CDMA (Code Division Multiple Access). В технологии CDMA используются так называемые шумоподобные сигналы с расширенным спектром. Эти сигналы помогли избавиться от многих недостатков, присущих другим технологиям радиотелефонной связи.

Ныне, когда с момента появления на мировом рынке коммерческих систем CDMA минуло лишь три года, многочисленные скептики не только умолкли, но и стали сторонниками новой технологии, а число абонентов таких систем в мире превысило 20 млн. Более того, уже ясно, что и следующее, третье поколение радиотелефонных систем будет основано, скорее всего, на технологии CDMA.

Что обусловило ее стремительный взлет? Это - хорошее качество связи, высокая эффективность использования радиоспектра, рекордное количество одновременно обслуживаемых абонентов, большая дальность связи, отсутствие необходимости частотного планирования сети, помехоустойчивость, высокая конфиденциальность передачи сообщений и существенно меньший по сравнению с другими технологиями (в десятки раз) уровень излучаемой мощности.

Последнее обстоятельство дополнительно увеличивает время работы абонентских устройств CDMA без подзарядки аккумуляторов и способствует тому, что абонент меньше облучается.

Все это снижает затраты на развертывание сетей CDMA и соответственно стоимость оказываемых ими услуг. Естественно, что отечественные специалисты заинтересовались этой технологией, и в 1996 г. по решению тогдашнего Министерства связи России (ныне Госкомсвязи РФ) сотовые сети, использующие стандарт IS-95 (CDMA) и работающие в диапазоне радиочастот 800 МГц, были разрешены к использованию в России. Сети CDMA как нельзя лучше подходят для решения проблем телефонизации там, где недостаточно развита инфраструктура связи или есть огромные, неосвоенные с точки зрения связи территории. Поэтому к ним проявили живой интерес помимо России такие страны, как Канада, Индия, США, Мексика и др.

Сегодня в России эти сети уже функционируют или готовятся к эксплуатации в Челябинске, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Иванове, Москве, Воронеже, Владикавказе, Краснодаре, Новосибирске, Красноярске и Санкт-Петербурге. Всего же подобными услугами предполагается охватить 80 субъектов Федерации с помощью 57 компаний-операторов.

На выставке, приуроченной к проходившему недавно в Москве форуму “Мобильные системы’99”, под торговой маркой СОНЕТ была представлена действующая сеть CDMA Московского региона. Ее оператор - ОАО “Персональные коммуникации”. Сеть ориентирована на предоставление услуг фиксированной радиотелефонной связи и уже заинтересовала многих потенциальных потребителей.

Клиенты сети СОНЕТ могут осуществлять местные, междугородные и международные переговоры. Им доступна переадресация, ожидание и запрет вызова, а также трехсторонняя связь. Затем им будут предоставлены услуги по пакетной передаче данных, подключению к сети Интернет со скоростью 14,4 кбит/с (следует напомнить, что абонентам сотовых сетей других стандартов доступны скорости лишь до 9,6 кбит/с) и т. д. Тарифная политика компании предусматривает различные схемы обслуживания клиентов: максимальный первоначальный взнос и минимальные ежемесячные платежи ($25 в месяц без учета времени разговора) или же бесплатное подключение и $140 в месяц (также при неограниченном времени разговора).

Стратегия развития сети CDMA разрабатывалась учредителем ОАО “Персональные коммуникации” компанией “МТУ-Информ”. Как известно, телефонизацию отдаленных районов и особенно новостроек в центре города часто затрудняют необходимость прокладки новых кабелей, перегруженность или даже отсутствие телефонной канализации, а также дефицит номерной емкости на близлежащих АТС.

Помимо этого в столице существует проблема обеспечения услугами связи представителей среднего и мелкого бизнеса, которым недостаточно возможностей телефонной сети общего пользования. Такие фирмы часто переезжают из одного офиса в другой, что также создает дополнительные трудности при телефонизации.

Таким образом, чтобы исключить слишком дорогой для массового клиента и относительно длительный процесс телефонизации традиционными методами, была сделана ставка на беспроводную связь с помощью сети CDMA.

Строительство сотовой сети СОНЕТ было начато с самой Москвы и ближайшего Подмосковья, где наиболее сильна потребность в услугах телефонии. Сегодня сетью покрыто уже более 70% территории столицы, и к началу лета СОНЕТ будет обслуживать весь город. Разумеется, при этом пришлось решить целый ряд технических и организационных проблем, связанных как с многочисленными исследованиями влияния сигналов CDMA на другие радиосредства (в том числе на сеть “Би Лайн” стандарта D-AMPS), так и с размещением и подключением базовых станций.

Первая проблема была совместно решена техническими специалистами сетей СОНЕТ и “Би Лайн”, добившимися полной электромагнитной совместимости своего оборудования. Отметим, что уровни излучаемой мощности на базовых станциях CDMA в Москве составляют всего лишь 1 Вт. Вторая проблема, осложнявшаяся нехваткой объектов, пригодных для установки базовых станций (поскольку в Москве уже установлено несколько сотен базовых станций других сотовых сетей), тоже была решена. Базовые станции CDMA подключались при помощи разветвленной волоконно-оптической транспортной сети SDH компании “МТУ-Информ”. Эта сеть имеет свыше 150 узлов доступа и является крупнейшей городской сетью CDMA в Европе.

Оборудование для СОНЕТ поставила североамериканская компания Qualcomm, в свое время выигравшая этот тендер.

Сегодня многих аналитиков интересуют результаты работы сети СОНЕТ, начало коммерческой эксплуатации которой лишь на две недели опередило известные августовские события прошлого года. Без сомнения, кризис не прошел бесследно для ОАО “Персональные коммуникации”: к концу 1998 г. число абонентов его сети едва перевалило за тысячу.

Но постепенно рост зоны обслуживания, подключение компаний-дилеров, тарифная политика, а также высокое качество передачи речи привлекли потребителей к сети СОНЕТ. К апрелю 1999 г. в ней работало почти 3,5 тыс. абонентов, 1200 из них подключились в течение марта.

В общем, новейшая технология, доказав на практике свое право на существование, начала занимать в России собственную нишу между проводной и сотовой (подвижной) связью. Почему именно такую? Потому что решениями Госкомсвязи РФ услуги российских операторов сетей CDMA/IS-95 должны ограничиваться фиксированной связью. По-видимому, в свое время это было связано с желанием “подтолкнуть” операторов к массовой телефонизации регионов с помощью экономически эффективной технологии и не создавать ненужной конкуренции с операторами сотовой подвижной связи. Видимо, это желание начинает сбываться. Как сообщалось в прессе, кое-где тарифы на услуги сетей CDMA составляют чуть ли не 20 коп. в минуту, что делает их доступными широкому кругу абонентов и, следовательно, решает проблему телефонизации.

А всех ли это радует? Конечно, нет, ведь если есть рынок, то есть и конкуренция. В частности, многие операторы сотовой подвижной связи также предлагают абонентские терминалы для фиксированной связи. Но особое внимание на страницах прессы уделяется возможностям перемещения абонентов сетей CDMA. Их операторы, кстати, заключают с абонентом договор на обслуживание именно в том помещении, которое он укажет. Но про эти документы часто забывают.

История развития телекоммуникационных технологий и внедрения на их базе новых услуг связи изобилует примерами того, как новые возможности постоянно вступают в противоречие со сложившимися стереотипами. На отечественных сетях связи это впервые проявилось, пожалуй, при массовом распространении на телефонной сети общего пользования (ТфОП) факсимильных аппаратов, бытовых АОНов и различных модемов. Сегодня можно сказать, что никакие попытки контролировать использование этих приборов, взимая плату и блокируя неплательщиков, не увенчались успехом.

Следующим откровением для связистов стала сеть Интернет, в которой поставщик услуг может находиться за тысячи километров от потребителей. Последние же при определенных обстоятельствах способны блокировать работу ТфОП, а телефонисты практически ничего не могут с этим поделать. А ведь надвигается еще и волна IP-телефонии...

В области бытовых радиотелефонных удлинителей настоящей “чумой” для потребителей стала хоть и несанкционированная, но весьма активная продажа радиотелефонов-сканеров, позволяющих подключаться к любой радиотелефонной базе и разговаривать за чужой счет. А как противостоять распространению запрещенных у нас приемников GPS? Как контролировать работу систем глобальной спутниковой связи, сетевое оборудование которых находится за пределами нашей страны?

Традиционными методами запретов и ограничений со всем этим весьма трудно бороться. Это под силу только самому рынку, объективно заинтересованному в увеличении количества услуг и их потребителей.

Возвращаясь к радиотелефонным системам, можно отметить тот факт, что в пределах зоны действия радиопередатчика любая радиотелефонная система позволяет абоненту перемещаться без потери связи. Однако ряд технических характеристик системы CDMA/IS-95 позволяет абонентскому терминалу работать сразу с несколькими базовыми станциями. Такой режим работы сетевого оборудования вкупе с пакетной передачей сообщений улучшает прием при многолучевом распространении радиоволн, позволяет обслуживать базовые станции при перегрузке одной из них и, самое главное, дает возможность плавно передавать управление (так называемый hand-off) при перемещении абонента между ячейками сотовой сети. Как известно, последнее доступно только в системах CDMA, поскольку в системах на базе других технологий момент перехода бывает не только заметен, но и может привести к обрыву связи. Короче говоря, зона обслуживания абонентов сети CDMA принципиально шире, чем это может показаться.

Иногда слышатся требования запретить абонентам CDMA перемещаться внутри одной соты. Но как это отследить? Ведь не заставишь милицию хватать на улице всех людей с радиотелефонами и проверять у них документы?

Собственно говоря, сам прогресс в области новых технологий, провоцирует пользователей на нарушение договоренности с оператором. Более того, если предупредить абонента, чтобы он не ходил с аппаратом в гости, то он обязательно пойдет. Другое дело, если оператор заблаговременно оценил возможный риск и в результате проведенных экспериментальных работ определил, что даже при нарушении абонентом договора с оператором никаких вредных воздействий на другие радиосредства не будет.

Часто говорят, что у нас слишком много сотовых стандартов. Как в США или в Гонконге. Да, это так. Тем не менее ни одна радиотелефонная сеть страны до сих пор не может похвастаться большой абонентской емкостью (кроме, пожалуй, сетей Москвы и Санкт-Петербурга). Поэтому, наверное, не стоит бояться разнообразия систем. Ошибкой было бы, по нашему мнению, и запрещение каких-либо “старых” стандартов. Рынок сам расставит все по местам. Больше сетей, больше абонентов - больше налоговых поступлений в казну государства.

Еще один часто используемый аргумент в этом споре - “мы находимся в Европе и должны применять все европейское”. Но европейцам-то это выгоднее, чем нам. Тем более что Россия - это не Голландия и даже не Германия. Нам же лучше по-хозяйски распорядиться тем, что у нас уже есть (и европейским, и американским).

Нынешние ограничения для сетей CDMA косвенно бьют по нашему будущему. Ведь в настоящее время невозможно наработать отечественный опыт планирования сетей CDMA (специалисты знают, что сеть CDMA “живет” по другим законам, нежели сети иных стандартов), который позволил бы с наименьшими издержками осуществить в будущем переход к радиотелефонным системам третьего поколения. Стоит сказать, что зарубежные операторы сетей CDMA продолжают улучшать характеристики своих сетей второго поколения. Но отечественные специалисты, к сожалению, выключены из этой работы. А это означает лишь то, что новые системы в начале следующего века еще влетят нам в копеечку.

С авторами, Александром Голышко (“МТУ-информ”) и Анастасией Маркович (“Персональные коммуникации”) можно связаться по телефону: (095) 721-3464.