Валери Райс

Тим Д’Эпайс наконец-то смог вздохнуть с облегчением: похоже, что вся аналитическая работа позади. Сетевому администратору фирмы Environment Resources Management (Бостон, шт. Массачусетс) оставалось только заказать быстрый и надежный канал Т-1, чтобы обеспечить 25 служащим своего филиала доступ к корпоративному Web-узлу, услуги электронной почты, быструю пересылку файлов и постоянное подключение к Интернету.

Но в этот момент Д’Эпайс узнал об услуге DSL (digital subscriber line - цифровая абонентская линия), способной дать его консультационной фирме экономию более тысячи долларов в месяц. И он решился. Отказался от своих прежних планов и сделал ставку на DSL. Шаг был рискованным, но впоследствии полностью себя оправдал. Во-первых, фирме удалось сократить расходы, а во-вторых, сам Д’Эпайс прослыл среди своих коллег едва ли не героем.

Он рисковал - и выиграл.

По мере того, как DSL становится все более доступной, растет и внимание к ней. Особый интерес новая технология высокоскоростного доступа в глобальные сети вызывает у надомных работников и сотрудников филиалов. DSL обладает целым рядом преимуществ перед ISDN и доступом по телефонной линии, особенно при работе с такими приложениями, как видеоконференции. Но утверждать, будто новая технология уже сегодня пригодна для любой организации и готова полностью заменить каналы Т-1, пока преждевременно. Как ни быстро распространяется эта услуга, воспользоваться ею сейчас можно далеко не везде. Да и там, где она уже доступна, качество обслуживания зачастую вызывает серьезные нарекания. Еще один камень предкновения - отсутствие стандартов. На сегодняшний день существует множество разновидностей DSL, а это чревато проблемами совместимости и может привести в замешательство потенциальных потребителей.

И все же в целом ряде случаев достоинства DSL совершенно очевидны: высокая скорость и хорошая масштабируемость сети достигаются здесь при использовании обычных медных кабелей. Для ее развертывания достаточно установить лишь новый модем и модемную плату. При этом пользователи новой услуги получают возможность передавать голос и данные по одной телефонной линии, а организации могут выбрать для себя ту разновидность технологии, которая им лучше всего подходит. DSL способна обеспечить пропускную способность от 256 кбит/с до 8 Мбит/с, намного превзойдя по скорости каналы ISDN.

Нельзя забывать и о том, что DSL обходится гораздо дешевле, чем канал Т-1 (и большинство каналов ISDN). Правда, назвать точную цену этой услуги довольно трудно, поскольку многое зависит от оператора связи, разновидности DSL и скорости канала. По словам Д’Эпайса, его филиалу передача по DSL с пропускной способностью 1,1 Мбит/с ежемесячно обходится примерно в 300 долл., тогда как за 1,5 Мбит/с канал Т-1 пришлось бы платить около 3000 долл. Вскоре Environment Resources Management собирается перейти на 1,5 Мбит/с канал DSL, и это будет стоить всего на 75 долл. в месяц дороже, чем сейчас.

На сегодняшний день существует два основных типа цифровых абонентских линий: асимметричные и симметричные. Асимметричные линии, или ADSL, дают пользователю возможность быстро получать информацию, но передача данных происходит в несколько раз медленнее. Такая особенность делает их очень удобными для работы с Интернетом, просмотра видеороликов и прослушивания аудиоклипов, а также для доступа к информации корпоративных ЛВС. Симметричные же цифровые абонентские линии, или SDSL, обеспечивают прием и передачу информации с одинаково высокой скоростью, благодаря чему особенно пригодны для таких приложений, как видеоконференции. Технологии ADSL обычно предлагаются отдельным потребителям и стоят относительно недорого (Pacific Bell, например, оказывает такую услугу за 49 долл. в месяц), а SDSL, цена которой в расчете на одного пользователя несколько выше, в большей степени подходит для организаций.

DSL обретает почву под ногами

Но есть одна закавыка: услуги DSL доступны далеко не везде. Скажем, штаб-квартира Environment Resources Management, расположенная в сельском городке Экстоне (шт. Пенсильвания), технически не в состоянии обеспечить такое подключение. Здесь приходится полагаться на часть канала Т-1 с пропускной способностью 385 кбит/с, который руководство фирмы давно уже мечтает заменить на нечто более современное.

Конечно, доступность услуг DSL постоянно растет, но не так быстро, как хотелось бы Д’Эпайсу. К концу нынешнего года общее количество каналов DSL в США должно увеличиться в три с лишним раза, с 248 тыс. до 904 тыс., - такие данные приводит фирма TeleChoice (Даллас, шт. Техас), специализирующаяся на исследованиях рынка. Но и ее специалисты не берутся предсказать, когда новая технология станет доступной по всей территории страны. Аналитик TeleChoice Лори Фальконер предсказывает, что нынешний год должен стать для компаний “годом DSL”. По ее оценкам, к концу года эту технологию смогут поддерживать от 55 до 70% всех американских телекоммуникационных сетей. Правда, предупреждает Фальконер, какая-то часть существующих каналов просто технически не сможет обеспечить такой объем трафика, и их придется заменять или модернизировать.

Тем не менее практически все крупные операторы телефонной связи объявили о планах по развертыванию инфраструктуры DSL хотя бы в своих зонах обслуживания. А новые быстро развивающиеся местные компании дальней связи делают все возможное, чтобы охватить услугами DSL как можно большие области и сделать это как можно быстрее. Одна из таких компаний, NorthPoint Communications (Сан-Франциско, шт. Калифорния), уже сообщила, что оказывает такие услуги в десяти крупных городах. Другая фирма, Copper Mountain Networks (Пало-Альто, шт. Калифорния), которая специализируется на продаже оборудования DSL и предоставлении услуг по интеграции, объявила, что за прошлый год ее специалисты оборудовали соответствующими устройствами тысячу центральных офисов.

Как ни странно, некоторые компании утверждают, что задержки - далеко не единственная трудность при развертывании цифровых абонентских линий. Из-за того, что многие местные операторы при организации услуг DSL активно полагаются на третьи фирмы, снижается качество сопровождения. Столкнувшись с какой-либо проблемой, потребитель может попасть в ситуацию, когда все его заявки и претензии станут гласом вопиющего в пустыне. В некоторых крупных городах предоставления услуг DSL приходится ждать месяцами.

“На этом пути есть несколько препятствий, - признается Чак Маллинс, старший инженер-консультант из фирмы MCI WorldCom (Джексон, шт. Миссури). - Мы не пытаемся делать все самостоятельно. Привлечение партнеров помогает нам быстрее освоить рынок”.

Но даже после того, как цифровые абонентские линии станут общедоступными, технология DSL подойдет далеко не всякой компании. “Круг потребителей DSL уже определился, - считает Фальконер. - Это надомные работники, удаленные офисы, небольшие и средние компании”. Постепенно решаются и проблемы совместимости между различными разновидностями цифровых абонентских линий, но, отмечает она, эти проблемы совершенно неожиданно всплывают то там, то здесь.

Переход на DSL имеет смысл для тех организаций, которые уже используют ISDN или коммутируемый доступ. Именно такой путь выбрала фирма Yaskawa Bay Area Development Center (Сан-Франциско, шт. Калифорния) - научно-исследовательское и опытно-конструкторское подразделение японской машиностроительной компании. Ее служащим часто приходится пересылать в Японию и получать оттуда громадные файлы, поэтому несколько лет назад была развернута виртуальная частная сеть на базе ISDN. Однако пропускной способности такой сети оказалось недостаточно, и примерно год назад системный инженер фирмы Раджа Кадияла обосновал необходимость перехода на DSL и осуществил его. Таким образом, Yaskawa одной из первых в Сан-Франциско взяла на вооружение перспективную технологию.

“Технология ISDN была вполне работоспособной, - вспоминает Кадияла, - но она не давала нам тех возможностей, которые появились сейчас. Скажем, пропускная способность каналов ISDN была в десять раз меньше, чем у нашей новой линии SDSL, обеспечивающей скорость до 1,04 Мбит/с. В результате работа ISDN приводила к большим задержкам”. Подключение DSL, выбранное Кадиялой, стоит примерно столько же, сколько и прежний канал ISDN, однако обеспечивает намного большую производительность.

Но если для Yaskawa цена не имеет особого значения, то для многих других компаний влияние этого фактора является ощутимым. Для таких фирм одним из наиболее привлекательных моментов цифровых абонентских линий становится предсказуемость суммы ежемесячных счетов. Пользователи услуг DSL, в отличие от тех, кто полагается на различные разновидности Т-1, оплачивают их по твердому тарифу, не зависящему ни от расстояния, ни от количества вызовов. В целом же, как отмечает Джон Рейстер, директор по маркетингу фирмы Copper Mountain: “DSL отличается высокой скоростью передачи данных и низкой ценой”. Его фирма наряду с MCI WorldCom и другими операторами уже предлагает своим клиентам договоры на обслуживание, при выполнении которых устранится ряд проблем сопровождения и поддержки цифровых абонентских линий.

Что же касается Д’Эпайса, то он о пригодности DSL судит по другим критериям. Главным доказательством несомненной выгоды новой технологии для его фирмы стала возможность развертывания целого ряда приложений, о которых раньше нечего было и думать.

Благодаря внедрению DSL, скажем, филиал Environment Resources Management смог организовать собственный сервер и начать подготовку к выводу своих деловых операций во “Всемирную паутину”. Кроме того, офис Д’Эпайса теперь регулярно пересылает гигантские файлы в корпоративную штаб-квартиру и другие филиалы фирмы. К сожалению, на сегодняшний день в Environment Resources услуги DSL доступны только Д’Эпайсу и его служащим, хотя со временем такая ситуация должна измениться. И немаловажным доводом в пользу полного перехода на цифровые абонентские линии станет избавление от задержек, с которыми сталкиваются специалисты штаб-квартиры и других филиалов при обработке данных, поступающих от служащих Д’Эпайса.

“Мы буквально заваливаем почтовый сервер штаб-квартиры, - говорит Д’Эпайс, - и они тонут в потоке наших данных”.

С Валери Райс можно связаться через Интернет по адресу: valerie_rice@zd.com.

DSL: во что это обходится?

Разница в ежемесячной оплате услуг DSL и канала Т-1 на примере фирмы Environment Resources Management.DSL $300 при 1,1 Мбит/с

Т-1 $3000 при 1,5 Мбит/с*

-----

*Тариф зависит от расстояния.

Источник: NorthPoint Communications.

DSL: какой вариант выбрать?

DSL - это не единая технология, существует несколько разновидностей цифровых абонентских линий. Ниже перечислены основные варианты услуг, предлагаемые большинством операторов связи.

SDSL. Как высокоскоростные каналы DSL, так и симметричные цифровые абонентские линии SDSL позволяют передавать данные с очень большой скоростью. Это крайне необходимо при проведении видеоконференций и поддержании связи с ЛВС.

ADSL. Асимметричные цифровые абонентские линии обеспечивают высокую скорость при получении данных. Они особенно удобны для отдельных пользователей и небольших компаний, где подключение используется главным образом для просмотра Web-узлов и получения видеоизображений в онлайновом режиме.

ISDN DSL. Развертываются на базе существующих средств ISDN. Некоторые поставщики услуг утверждают, что эта разновидность (ее еще называют IDSL) может обеспечить пропускную способность на уровне каналов Т-1 (1,544 Мбит/с) по цене DSL.