Точки над i

По мнению директора холдинга ELKO Group (www.elko.ru) Александра Ямницкого, известие о том, что международная группа фирм ASBIS Enterprises приобрела две компании, чешскую и словацкую, в названиях которой есть аббревиатура ELKO (см. PC Week/RE, № 46/98, с. 19), было неправильно истолковано читателями еженедельника. Он счел необходимым прояснить ситуацию в беседе с нашим специальным корреспондентом Владимиром Митиным.

Александр Ямницкий: “К чешской и словацкой

ELKO мы не имеем никакого отношения!”

PC Week: Александр Маркович, неужели достаточно короткая заметка, составленная по пресс-релизу ASBIS Enterprises, вызвала бурную реакцию со стороны читателей?

Александр Ямницкий: Вы не представляете, сколько мне было звонков по поводу публикации в вашем еженедельнике. Спрашивали, что я по этому поводу думаю и что на самом деле случилось. А у меня даже не было оригинала статьи, поскольку очередной номер пришел к нам в пятницу, а звонить начали уже в среду. Реселлеров и изготовителей ПК сообщение очень взволновало, так как оптовых поставщиков жестких дисков в нашей стране не так много и потребители данной продукции прекрасно знают все ведущие фирмы. Любое событие, связанное с переделом рынка НЖМД, всех очень интересует. Дело усугубляется тем, что упомянутый в статье холдинг - наш традиционный и очень сильный конкурент. Например, сейчас только мы и ASBIS Enterprises имеем право на официальную дистрибуцию продукции фирмы Seagate Technology на территории бывшего Советского Союза. Борьба между нами ведется достаточно острая. И появление статьи с интригующим заголовком “Компания ELKO входит в состав ASBIS” (кстати, другие издания дали более сдержанные и более правильные названия), естественно, вызывало разного рода разговоры, не очень для нас желательные.

Кроме того, в вашей публикации говорится, что “на территории бывшего СССР и Восточной Европы ASBIS Enterprises - главный дистрибьютор продукции Seagate”. Это весьма спорное утверждение. Во-первых, ни у одного из вендоров нет такого понятия как “главный дистрибьютор”, можно говорить лишь о самом крупном дистрибьюторе. Во-вторых, белорусский холдинг не является дистрибьютором Seagate в Восточной Европе, а как и мы, является лишь дистрибьютором на территории бывшего Советского Союза. В-третьих, Seagate никому не дает информации о том, сколько дисков продает каждый из его партнеров. И я с таким же успехом могу сказать, что “главный дистрибьютор” Seagate - ELKO Group. Но я не стану этого утверждать, поскольку у меня на то нет достаточного количества данных. Правильный ответ знает лишь изготовитель.

PC Week: Как получилось, что аббревиатура ELKO присутствует в названиях различных фирм?

А. Я.: Проблемы с логотипом и названием ELKO действительно существуют. В конце 80-х годов в Германии была образована фирма ELKO Regensburg (ELKO - аббревиатура, составленная из фамилий владельцев) и ее основным направлением деятельности стал сбыт компьютерной техники и комплектующих. В начале 90-х годов фирма устремилась на бурно развивающийся тогда рынок Восточной Европы. Были открыты офисы в Чехии, Болгарии, Словакии и Словении. Все семейство компаний получило название ELKO Holding. Затем ELKO Holding обратила взор на территорию бывшего Советского Союза и в 1993 г. в Латвии образовалось совместное предприятие ELKO Riga, которое стало заключать отдельные дистрибьюторские соглашения, распространявшиеся на территорию бывшего Советского Союза. Напомню, что ни тогда, ни сейчас дистрибьюторские соглашения, заключенные восточноевропейскими филиалами ELKO, не касались территории бывшего СССР.

В 1995 г. чешский филиал отделился от германского “родителя” и стал абсолютно самостоятельной компанией. То же самое произошло в 1996 г. с офисом ELKO Riga, латвийские учредители которого выкупили все акции и полностью расплатились с ELKO Holding. В дальнейшем в связи с “размножением” ELKO Riga была преобразована в ELKO Group, куда и вошли все региональные филиалы.

На сегодняшний день у нас есть полноправные торговые представительства в России и на Украине (на эти государства приходится около 80% нашего бизнеса), во всех странах Прибалтики (свыше 15% оборота), а также в Узбекистане.

Одним словом, я хочу довести до сведения компьютерной общественности, что в Чехии и Словакии ASBIS Enterprises купила весьма небольшие (по сравнению с нами) фирмы, которые к бизнесу ELKO Group никакого отношения не имеют.

PC Week: То есть в случае расширения ELKO Group, скорее всего, сама выступит в роли покупателя?

А. Я.: Видимо, да. ELKO Group - быстрорастущая компания: в 1996 г. мы реализовали в четыре раза больше дисков, чем в 1995 г., в 1997 г. - вдвое больше, чем в 1996 г., и надеемся, что в 1998 г., несмотря на кризис, наш оборот в штучном выражении вырастет еще в 1,7 раза.

PC Week: Как сказался на дистрибуции дисков нынешний кризис?

А. Я.: Сразу после 17 августа продажи практически полностью остановились. В сентябре они составляли примерно пятую часть от продаж за аналогичный период прошлого года, в октябре - приблизительно 80%, в ноябре - один к одному. Должен заметить, что сейчас спрос на диски превышает предложение. До кризиса средняя оборачиваемость нашего склада по этому виду продукции составляла две-три недели. Сейчас - несколько дней.

PC Week: Интересно, когда ваши клиенты приобретают диски, чем они руководствуются?

А. Я.: Сборщики ПК обычно любят работать с каким-то одним видом жестких дисков. Благодаря этому им проще осуществлять гарантию. Крупные субдистрибьюторы берут все подряд. Средние же реселлеры приобретают либо самое дешевое, что есть на сегодняшний день, либо предпочитают какие-нибудь определенные модели.

PC Week: Часто ли меняются цены на накопители?

А. Я.: В этом году цены на жесткие диски падали примерно на 10 - 15% ежеквартально. Но если изменение цен на процессоры происходит достаточно регулярно и в заранее обозначенные сроки (примерно раз в полтора месяца), то изменение цен на накопители практически непредсказуемо. На жесткие диски цены могут меняться раз в две недели, раз в неделю, раз в месяц и т. д. У любого вендора цена совершенно неожиданно может упасть на 2 долл., а может и на 30 долл. Всегда срабатывает принцип домино: если цену снизили одни, то вскоре снижают и другие. Иначе их изделия никто не купит. Ведь по качеству диски различных производителей отличаются не столь сильно, чтобы на них можно было держать существенно разные цены.

PC Week: Можно ли сказать, что на одни диски спрос растет, а на другие падает?

А. Я.: Определенные колебания спроса (в пределах 5 - 10% от среднестатистического), вызванные теми или иными слухами, безусловно, бывают. Кроме того, нередки ситуации, когда той или иной компании в какой-то момент времени удается выпустить особенно удачный жесткий диск. Например, сейчас очень большой популярностью пользуется 3 Гб жесткий диск WD. Его берут чаще, чем другие. Но уже завтра все может измениться и наибольшим спросом станет пользоваться накопитель какой-либо другой фирмы. Смена лидера происходит практически каждый месяц... Кроме того, на спрос, безусловно, влияют как активность вендоров, так и косность покупателей. Некоторые клиенты очень долго помнят, что у той или иной фирмы в прошлом были некоторые проблемы. Какие - они уже забыли, но приобретать продукцию опасаются... Мы же одинаково хорошо относимся ко всем производителям и не делим их на “любимчиков” и “нелюбимчиков”. Мы хотим развивать все линейки продуктов, не отдавая предпочтения ни одной из них.

Версия для печати