Мы пойдем другим путем.                                                                                

     Из выступления Д. С. Черешкина, руководителя                          

коллектива по разработке государственной программы          

построения информационного общества в России.                    

Владимир Дрожжинов, Феликс Широков

30 ноября - 2 декабря 1998 г. под лозунгом “Жизнь и работа в информационном обществе” состоялась глобальная интерактивная телеконференция “Технология информационного общества 98” (IST’98). “Эпицентром” конференции была Вена, где собралось более 3000 участников со всего мира, но в основном из стран Европейского Союза (ЕС) - организатора мероприятия. Технической базой конференции послужила система Global 360, построенная усилиями 28 организаций и компаний стран ЕС, СНГ, Восточной и Центральной Европы, Канады и Японии.

Россия в такого рода мероприятии участвовала впервые. Ее представители присоединились к телеконференции в студиях Института органической химии РАН в Москве и вузов Новгорода, Санкт-Петербурга и Ярославля.

Для ЕС данный форум подвел итог исследованиям и разработкам в области ИКТ по четвертой рамочной программе и обозначил направления и объемы работ в той же области на 1999 - 2002 гг. по пятой рамочной программе. Российским же участникам была предоставлена возможность ознакомиться с последней, чтобы они попытались вскочить в уже отходящий, по сути дела, поезд, поскольку тендеры на выполнение проектов стартуют уже в начале следующего года.

Описание программ создания информационного общества в США, ЕС и странах G7 можно найти в наших предыдущих статьях (см. PC Week/RE, № 44/98, c. 23; № /98, с. 22; № /98, с. 22).

Торговля - движущая сила ИО

За великими географическими открытиями всегда следовало налаживание торговых связей, создание глобальной информационной инфраструктуры ведет к развитию глобальной электронной торговли.

Введение с 1 января 1999 г. в безналичный оборот стран ЕС единой валюты евро, единое законодательство, единые органы управления, свободное “перетекание” между странами-членами людей, товаров, услуг и капиталов - все это делает ЕС единым государством, сравнимым по мощности с США. В этом убеждают и такие показатели, как численность населения (США - 260,7 млн. чел., ЕС - 288 млн. чел.), ВВП на душу населения (США - 28 239 долл., ЕС - 20 006 долл.) и доля в мировом товарообороте (США - 16,3%, ЕС - 29,7%).

Немудрено, что ЕС на равных ведет диалог с США, что подкрепляется, в частности, и результатами прошедшей 5 - 7 ноября конференции руководителей бизнеса ЕС и США в рамках “Трансатлантического бизнес-диалога”, направленного на снятие барьеров и развитие торговли между этими супердержавами. И там и там строят информационные общества, и подобно тому, как когда-то американские компании устремились в Японию за опытом организации крупномасштабного поточного производства и управления им (“Канбан”, “только-во-время” и др.), так теперь они внимательно присматриваются к программам ЕС по построению ИО и особенно к развитию электронной коммерции во всех ее ипостасях, и в частности в правовой.

В своем выступлении на конференции IST’98 Мартин Бангеманн, комиссар Европейской комиссии, остановился на ряде вопросов, по которым идут интенсивные консультации между ЕС и США и согласование позиций, и в первую очередь по электронной коммерции.

Пятая рамочная программа

Роберт Веррун, генеральный директор директората DG XIII Европейской комиссии, в своем выступлении на IST’98 подробно остановился на особенностях пятой рамочной программы ЕС по НИР и технологиям. Ее бюджет составит 14,06 млрд. экю, из них 3,925 млрд. экю, т. е. около 28%, будет выделено на направление “Информационное общество, дружественное к пользователям”. В это направление войдут все проекты по стремительно конвергирующим технологиям ИКТ, ранее разбросанные по различным программам. Данное направление имеет следующую тематическую структуру.

1. Системы и услуги для граждан.

1.1. Здравоохранение.

1.2. Граждане со специфическими требованиями, включая инвалидов и пожилых, нуждающиеся в особом социальном внимании.

1.3. Взаимодействие граждан с государственными органами и последних между собой.

1.4. Охрана окружающей среды.

1.5. Транспорт и туризм.

2. Новые методы работы и электронная коммерция.

2.1. Методы и инструменты гибкой, мобильной и дистанционной работы.

2.2. Системы управления для поставщиков и потребителей.

2.3. Защита информации.

2.4. Образование и инструктирование.

2.5. Языковая инженерия.

2.6. Доступ, фильтрация, анализ и обработка информации.

3. Базовые технологии и инфраструктуры.

3.1. Технология и управление обработкой информации, коммуникациями и сетями, включая широкополосные, их реализация, интероперабельность и применения.

3.2. Технология и проектирование программного обеспечения, систем и услуг, включая высококачественную статистику.

3.3. Технология крупномасштабного моделирования и визуализации в реальном масштабе времени.

3.4. Мобильные и персональные коммуникации и системы, включая спутниковые системы и услуги.

3.5. Интерфейсы, использующие различные сенсоры.

3.6. Периферийные устройства, подсистемы и микросистемы.

3.7. Микроэлектроника.

В принципе, все перечисленные проекты открыты и для российских участников.

Откровения

Участники IST’98 узнали много обнадеживающего, хотя и противоречивого, из докладов российских официальных и неофициальных лиц о построении ИО в России, что посрамило скептиков. Так, например, оказалось, что 23 ноября 1998 г. в Брюсселе без лишнего шума заместитель председателя Правительства РФ В. Булгак и комиссар М. Бангеманн подписали документ об участии России в создании общеевропейского ИО по следующим направлениям.

- Формирование инфраструктуры и нормативной базы ИО (политика, регулирование, законодательство, стратегии, стандартизация).

- Развитие промышленного и коммерческого секторов (программа “Информационное общество, дружественное к пользователям”, мультимедиа, языковая инженерия, электронная коммерция, рынок малых и средних предприятий, трансевропейские сети телекоммуникаций, реструктуризация предприятий).

- Стажировка и обучение россиян в странах ЕС.

Документ изложен понятным западным слушателям языком. Следует отметить некоторое несоответствие между отечественной и западной терминологией. Наши термины “информационная политика”, “информатизация” или “информационное пространство” нельзя найти ни в одном словаре, прямой же перевод этих терминов на английский язык непонятен западным строителям ИО. Более того, для Запада ИО или информационная инфраструктура - это национальная идея и политическое решение, которые легко озвучиваются первыми лицами государств. На Западе разработкой программ по ИО занимаются министерства экономики, но не специалисты по ИКТ, поскольку в ИО первостепенное значение имеют приложения технологии для удовлетворения потребностей граждан, изменение макроэкономических показателей, и государство готово финансировать соответствующие работы, а развитие информационно-коммуникационной структуры или информационной инфраструктуры отдано на откуп частному сектору. В результате в российских докладах разговоры об ИО все время сбивались с построения ИО на вхождение в ИО, на информационную политику и информатизацию.

Под флагами России и ЕС

Исполнительный директор Института развития информационного общества Т. Ершова крупными мазками набросала общую картину российского ИО.

В середине 1998 г. Комитет по информационной политике и связи Госдумы принял концепцию информационной политики РФ, которая будет обсуждаться в загадочном Постоянном консультативном совете при Президенте Российской Федерации. Правовое обеспечение ИО уже включает более 40 федеральных законов, более 80 актов Президента, около 200 актов Правительства РФ. Начиная с 1992 г. в России был либерализован рынок телекоммуникаций. Всего в России действует около 330 организаций-провайдеров доступа в Интернет. Число Web-сайтов с русскоязычным контентом перевалило за 6 тыс., что в девять раз больше по сравнению с 1996 г. Около 600 тыс. россиян пользуется услугами Интернета.

Несмотря на глобальную аудиторию, доклад Д. Черешкина о концепции построения ИО в России был весьма откровенным. Он перечислил следующие особенности пути России к ИО.

- власть занята сиюминутными задачами и не глядит в перспективу.

- экономика не позволяет иметь государственное финансирование программ построения ИО.

- индустрия производства и доставки информационных продуктов и услуг отсутствует.

- огромный научный и педагогический потенциал имеется в центре и на местах.

- интеллектуальный труд исключительно низко оплачивается по сравнению с западными стандартами.

Построение ИО в России будет идти в основном по следующим направлениям.

- Информатизация образования, с тем чтобы через 10 - 15 лет появились граждане, готовые к жизни в ИО.

- Создание русскоязычного контента.

- Создание индустрии информационных услуг для каждого члена общества.

- Тесное сотрудничество и кооперация с ЕС и другими странами.

Заключение

Доклады российских участников IST’98 показали, что в научных и педагогических кругах идет интенсивный процесс осмысления экономических, социальных и правовых аспектов построения ИО в России. Ряд коммерческих организаций расширяет производство и поставку русскоязычного контента через Интернет. Информационные технологии и сети внедряются в образование, культуру, фундаментальные исследования, государственное и местное управление. Но, похоже, предстоящие в ближайшем будущем выборы в Госдуму, а затем и выборы Президента, а также экономическая ситуация в стране не позволят перевести построение ИО в России в разряд государственных задач, как это имеет место в ЕС и США.

Список ссылок

- http://www.cordis.lu/fifth/home.html - пятая рамочная программа ЕС

- http://www.tabd.com - трансатлантический бизнес-диалог ЕС - США

- http://www.duma.gov.ru/infocom - страница Комитета Госдумы по информационной политике и связи

Версия для печати