Руководители ИС сбиты с толку рекламой конкурирующих сетевых компьютеров. Результат  -  замедленное признание тонких клиентов

 

Пора покупать затычки для ушей. Корпорация Oracle (Редвуд-Шорз, шт. Калифорния) собирается включить свою машину по рекламе NC (сетевых компьютеров) на полную громкость. К этому ее вынуждает менее активный, чем ожидалось, переход на NC, а также продвижение корпорацией Microsoft своих продуктов  -  NetPC и Windows Terminal.

 

Призывы Oracle в пользу стратегии тонких клиентов сотрясали стены на основной ежегодной конференции пользователей этой корпорации OpenWorld. Одновременно с этим Oracle приступила к своей первой телевизионной кампании по рекламе сетевых компьютеров. По словам ее президента Рэя Лейна, на то, чтобы донести эту идею до сознания корпоративной Америки и потребителей во время футбольных матчей и других популярных телепередач, к весне следующего года корпорацией будет потрачено до 50 млн. долларов.

 

Президент Oracle Рэй Лейн запускает рекламу NC

Лейн утверждает, что корпорации проявляют к NC больше интереса, чем принято думать, и говорит, что в настоящее время в стадии осуществления находится сотня проектов по установке NC. Похоже, однако, что эти данные неточны: ложное впечатление создается из-за шумихи, исходящей прежде всего от конкурирующих стандартов Microsoft. “Никогда не следует недооценивать умение Microsoft сбивать всех с толку”,  -  говорит Джеффри Менз, производственный директор филиала Oracle фирмы Network Computer, занимающейся разработкой ПО для NC.

 

“NC  -  это спорная вещь,  -  считает Дейв Рэйфорд, первый вице-президент фирмы Comerica (Детройт, шт. Мичиган).  -  Наши ресурсы ограниченны, и мы вынуждены сосредоточиваться на более необходимых для банка задачах, таких, как Internet, безопасность и хранилища данных”.

 

Comerica сейчас экспериментирует с тонкими клиентами, но еще далека от настоящего пилотного проекта. Она хочет убедиться в бесспорных преимуществах технологии, прежде чем серьезно думать об установке NC или конкурирующих продуктов Microsoft.

 

“У нас банк, поэтому денег на исследования и технологические эксперименты мало. Если мы делаем что-то, то только в том случае, когда уверены в окупаемости проекта немедленно или в ближайшем будущем”,  -  объяснил Рэйфорд.

 

Покупать  или  не  покупать?

 

Руководители ИС довольно часто изучают NC или проводят небольшие пилотные исследования, чтобы убедиться, насколько рекламируемые достоинства этих устройств соответствуют действительности. Большие планы остаются планами, а пока что массовой установки NC никто не осуществил. Поэтому аналитики рынка считают, что решение Oracle использовать телевидение для рекламы NC является весьма разумным.

 

Фирма Dataquest (Сан-Хосе, шт. Калифорния) предсказывает следующие объемы продаж в 2000 г.: для NC  -  2,4 млн., а для PC  -  130 млн. “Я никак не могу найти веского основания для перехода на NC, кроме замены терминалов”,  -  сказал аналитик фирмы Кимбелл Браун.

 

Это мнение согласуется с результатами опроса, проведенного 10 сентября фирмой Zona Research (Редвуд-Сити, шт. Калифорния). Они показали, что из 139 высших руководителей ИС, обладающих правом принимать решения о закупках, только 21 планирует приобрести сетевые компьютеры. Основные причины такой сдержанности заключаются в том, что, во-первых, тонкие клиенты  -  это не полноценные ПК, а во-вторых, они могут предъявлять слишком большие требования к пропускной способности сети.

 

Исследование, проведенное Zona Research, показало также, что потенциальных покупателей прежде всего волнует совместимость с Windows, тогда как Java  -  естественная среда для NC  -  еще слишком незрела, чтобы о ней серьезно думать. По данным Zona, более 70% респондентов, которые планируют использовать тонкие клиенты, хотят, чтобы они были совместимы с Microsoft Office или Office 97. Кроме того, оказалось, что такие менеджеры ИС отдают предпочтение устройствам NetPC и Windows Terminal, а не JavaStations (NC), что объясняется их желанием использовать уже существующие приложения Windows.

 

Рэй Лейн допускает, что Windows Terminal могут “съесть” часть рынка, на который нацелены NC, однако, по его мнению, эти терминалы не смогут захватить его целиком, потому что они основаны на частной платформе  -  в отличие от NC, которые базируются на открытой платформе Java. Он подчеркивает, что тот же недостаток присущ и устройствам NetPC, работающим под Windows.

 

Видимо, Лейну будущее тонких клиентов кажется абсолютно ясным, большинству же компаний шумиха вокруг конкурирующих платформ мешает сосредоточиться. Примером может служить корпорация National Semiconductor (Санта-Клара, шт. Калифорния). Ее предыдущий вице-президент по ИС Конни Делетис, теперь ушедший в отставку, рассказал, что в мае он приобрел 300 Windows Terminal и планировал в июле закупить еще 2000. Он рассчитывал, что эти устройства позволят на 30 - 50% сократить общую стоимость владения настольной системой, которая составляла в этой компании около $7000 при парке в 8000 ПК.

 

Однако, как заявил один уполномоченный представитель National, решение Делетиса “не определило стратегию компании”. National отказалась от приобретения 2000 терминалов. Что изменилось? Новый руководитель ИС Ульрих Сейф не стал этого объяснять. Он не захотел ни говорить о результатах установки 200 терминалов, ни излагать свое мнение о тонких клиентах вообще или об NC в частности. Представитель компании сообщил, что в настоящее время National “пересматривает свою стратегию миграции”.

 

Говоря откровенно, большинство компаний еще не решили, станут ли они в будущем использовать тонкие клиенты. В фирме Steelcase (Гранд-Рапидс, шт. Мичиган) вы не найдете в ближайшем будущем ни одного NC. Закончив двухнедельное испытание на своем столе IBM Network Station, руководитель отдела ИС Марк Грейнер дал сигнал отбоя. По словам Джона Дина, менеджера группы бизнес-технологий компании, это устройство, загружавшее с NT такие приложения, как Word и Excel, просто было “слишком медлительным”.

 

Дин считает, что со временем NC станут лучше, но пока они еще не созрели. Основных причин так думать у него две. Во-первых, он не уверен, что такие устройства смогут быстро работать со всеми приложениями, которые используются в Steelcase. Дин считает, что NC хороши для простых приложений, таких, как ввод заказов, однако типичному пользователю компьютера в Steelcase приходится работать с приложениями Microsoft Office, модулями SAP (число которых сейчас быстро растет) и базами данных на мэйнфреймах.

 

Во-вторых, Дину не нравится, что NC ставят всех пользователей в зависимость от сети. Такой переход на NC отрицательно сказался бы на 1500 сотрудниках Steelcase, работающих с блокнотными ПК, а в случае выхода сети из строя  -  и на всей компании. Примерно три года назад Steelcase заменила сеть терминалов IBM 3270 клиент-серверной системой на 6000 ПК и сейчас чувствует себя с ней как нельзя лучше.

 

Первопроходцы

 

В то время как большинство компаний не решается вложить в NC реальные средства, горстка приверженцев этой технологии, первыми увидевших в ней все, что они хотели найти, опережает всех и вовсю внедряет NC.

 

На первом месте среди них  -  корпорация Federal Express (Мемфис, шт. Теннесси), которая собирается совершить самую крупную на сегодняшний день покупку NC. Деннис Джонс, директор отдела ИС этой почтовой компании, сказал, что в течение ближайших пяти лет планирует приобрести от 50 000 до 75 000 NC и заменить ими десятки тысяч простых терминалов (IBM 3270). NC будут также использованы как альтернатива модернизиции некоторых ПК, но заменять терминалы 3000Х на NC FedEx Джонс не собирается.

 

В своем первом подробном интервью по поводу NC Джонс рассказал корреспонденту PC Week, что он принял на рассмотрение предложения от шести поставщиков, а именно только от тех, с которыми FedEx уже работала раньше. Он пояснил, что, поскольку эта область нова, а масштаб работ по установке велик, “мы решили держаться за те компании, с которыми у нас уже сложились хорошие отношения”.

 

Джонс примет решение о выборе поставщика через один-два месяца. “Главные критерии для нас  -  цена и гибкость. Мы не хотим, чтобы это была изолированная платформа”,  -  говорит он. Таким образом, NetPC и устройства Terminal на основе Windows, продвигаемые Microsoft, исключаются, так как они ограничены средой Windows.

 

FedEx не только строит планы; в настоящее время она проводит, по всей видимости, самое крупное пилотное тестирование NC. С начала лета корпорация испытала более тысячи NC, произведенных различными поставщиками. Они работают со специфичными приложениями корпорации и общими приложениями Microsoft. (FedEx также разрабатывает Java-приложения, однако они не являются частью пилотного проекта.) NC соединены с NT- и Unix-серверами, а также с мэйнфреймами производства IBM и Hitachi Data Systems. “Степень удовлетворенности конечных пользователей превзошла все ожидания благодаря скорости и гибкости работы NC”,  -  заявил Джонс.

 

В ходе осуществления пилотного проекта выяснилось, что для работы FedEx с NC потребуется большая пропускная способность сети. ОС и приложения не хранятся на NC, поэтому пользователи ежедневно загружают свои машины с серверов и мэйнфреймов и выполняют на них свои приложения. Это может в один момент поглотить все пропускные ресурсы сети. Не раскрывая подробностей, Джонс сообщил, что в настоящее время FedEx модернизирует свою сеть таким образом, что “проблем с пропускной способностью не будет”.

 

Он не уточнил, какие именно средства корпорация намерена потратить на NC, однако сказал, что, по его ожиданиям, эти устройства начнут окупаться “на следующий день после того, как пользователи начнут на них работать. Необязательно благодаря самим машинам, а благодаря вещам, которые они позволят нам делать”.

 

Замена  терминалов

 

Компания 1-800-Flowers (Уэстбари, шт. Нью-Йорк)  -  еще один приверженец NC, убежденный в их прекрасном будущем. Как и FedEx, она видит в тонких клиентах прежде всего замену терминала. По словам вице-президента компании Криса Макканна, в ближайшее время она планирует приобрести 2000 NC для улучшения функционирования, одновременно избежав больших расходов, связанных с приобретением ПК, поддержанием приложений и решением проблем безопасности.

 

Перед заключением сделки 1-800-Flowers осуществит в ноябре пилотный проект, установив 50 NC в одном из своих центров. По словам Макканна, прежде чем развертывать установку NC в полном масштабе, он “хочет получить надежные сведения о том, что нужно сделать с инфраструктурой сети”.

 

Макканн изучал возможность внедрения NetPC, но пришел к выводу, что NC для них “экономически выгоднее и дают большую открытость”. Пока он еще не выбрал поставщика NC, однако известно, что это будет производитель, использующий операционную систему, разработанную фирмой NCI, дочерней компанией Oracle.

 

Крис Макканн рассчитывает, что пилотный проект не выявит ничего, что привело бы к отказу от полномасштабной установки, и уверен, что затраченные его компанией 2,5 - 3 млн. долларов окупятся, хотя и не известно точно, когда именно.

 

NC  вместо ПК

 

Корпорация California Hydronics (Хейворд, шт. Калифорния), дистрибьютор и производитель HVAC-оборудования, также использовала NC для замены терминалов, однако для нее этот подход был дешевой альтернативой приобретению ПК. Об этом сообщил исполнительный директор компании Брайан Литтлтон. Корпорация использует 15 IBM Network Station, которые выполняют программы на сервере AS/400. По словам Литтлтона, он искал возможность дать своим основным сотрудникам, использовавшим простые терминалы, мощность ПК и избежать при этом крупных затрат.

 

California Hydronics начала свое знакомство с NC в январе, будучи бета-тестером IBM. По словам Литтлтона, оборудование было установлено и подключено весьма быстро, тогда как на модификацию всех технологических DOS- и Windows-приложений компании и перевод их на новую платформу, осуществленный приглашенным сторонним консультантом, ушло почти шесть месяцев.

 

У исполнительного директора нет точных данных о размерах экономии, однако он считает, что отказ от приобретения ПК даст ежемесячную экономию от 1000 до 1500 долл.  -  преимущественно в виде снижения трудозатрат. Литтлтон рассказал, что до установки NC он собирался нанять специалиста по ИС на полную ставку. В то время двое из 45 сотрудников неполный рабочий день занимались вопросами ИС. Теперь, по его словам, такой работы едва хватает на одного человека.

 

Если со временем малые и крупные компании, использующие NC, добьются ощутимых результатов, это в большей степени, чем реклама, убедит скептически настроенных или колеблющихся менеджеров ИС.

 

Но чтобы это могло случиться, сбивающее с толку рекламное соревнование между Microsoft и сторонниками NC должно быть прекращено. Если этого не произойдет, Oracle останется лишь кричать еще громче.

 

Лоуренс Арагон