КРУГЛЫЙ СТОЛ

 

TCO как критерий эффективности информатизации

 

На первый взгляд может показаться удивительным, что корпорация Dell Computer, собрав своих российских партнеров и клиентов в Ирландии, основное время посвятила не представлению новых технологий и продуктов, а обсуждению экономико-управленческих аспектов компьютерной проблематики: корпоративных информационных систем и снижения общей стоимости владения (ТСО) компьютерным парком. Но эту “странность” объяснил Азер Бадалов, генеральный директор компании Dellsystems, представляющей Dell в России. “Чем глубже наши потенциальные клиенты понимают проблемы информатизации и управления своими предприятиями, тем больше у нас шансов преуспеть на российском рынке,  -  заявил он.  -  Сегодня мы должны добиться лидерства не только по критериям цены и соотношения цена/производительность, но и по стоимости владения информационными технологиями”.

Азер Бадалов

По мере принятия мировым рынком ИТ концепции ТСО все более четко выкристаллизовывается иерархия критериев, которыми руководствуются менеджеры отделов информатизации и руководители компаний, принимая решения о закупке партий компьютеров и создании сетевой инфраструктуры. Первый и наиболее очевидный из них  -  цена. Далее следует соотношение цена/производительность и, наконец, ТСО  -  фактически комплексный набор показателей, совместный учет которых позволяет оценить экономическую эффективность приобретения и эксплуатации (в этом качественное отличие TCO) компьютерного парка. “Сегодня цена является основным фактором для России. В последнее время пришло понимание (главным образом у руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, которые в рыночную экономику вошли раньше) важности критерия цена/производительность,  -  сказал г-н Бадалов.  -  Что касается распространения в нашей стране концепции стоимости владения, то и здесь лидируют малые и средние компании. Например, мы стали получать от них все больше запросов на аутсорсинг в области администрирования сетей, обслуживания компьютеров и даже планирования информационной инфраструктуры”.

 

Владимир Сергеев

Интересно и в целом обнадеживающе выглядит информация г-на Бадалова о потребности в интеллектуальных ресурсах у развивающихся компаний (некоторые вообще готовы отдать на откуп сторонним фирмам функции менеджера ИТ). Несомненно, это свидетельствует о здоровой тенденции роста российского рынка ПК.

 

Айсберг ТСО по Dell

 

Менеджер по развитию бизнеса Dellsystems Дмитрий Грязнов считает, что образно модель ТСО можно представить в виде айсберга. По оценкам компании, видимая часть этого айсберга  -  стоимость аппаратного и программного обеспечения и обучения технических специалистов и персонала  -  составляет лишь 32% от общих затрат. Оставшиеся невидимые 68% складываются из стоимости эксплуатации, затрат на администрирование сети и повышение квалификации персонала, потерь рабочего времени, модернизации и технической поддержки.

 

Евгений Веселов

В качестве примера г-н Грязнов привел калькуляцию суммарных затрат на оснащение компьютерами российской компании с годовым оборотом 6 млн. долл. и прибылью 90 тыс. долл. (15% от оборота). Предполагается, что в такой компании работает 50 человек и прибыль на одного сотрудника составляет $1800 в год или около $40 в неделю. Фонд зарплаты составляет 20 тыс. долл. в месяц, отсюда средняя зарплата  -  $100 в неделю. Компьютерный парк обслуживает группа из четырех человек с фондом зарплаты $2500 в месяц.

 

Моделируемая компания оснащена сетью на основе Windows NT, объединяющей один сервер на основе Pentium Pro-200, сорок два настольных ПК с Pentium-133, три настольные машины с Pentium MMX-166, две графические станции с Pentium-200, два ноутбука с Pentium-133 и один  -  с Pentium-150. Время жизни системы ограничивается пятью годами, при этом вероятность выхода компьютера из строя в первый, второй и третий год оценивается в 3%, в четвертый и пятый годы  -  в 6%.

 

“Видимую” часть ($123 068) составляет стоимость аппаратного обеспечения  -  $107 500 (по прайс-листу Dellsystems), программного обеспечения  -  $12118 (по прайс-листу фирмы TopS), обучения  -  $3450 (цена курса администратора Windows NT в Сетевой академии фирмы ЛАНИТ). “Невидимая” часть ($267 720) складывается из затрат на администрирование  -  $45 450 (включая стоимость электроэнергии, зарплату системного администратора и затраты на восстановление после заражения вирусами), на повышение квалификации  -  $5500 (по прайс-листу ЛАНИТ), потерь из-за простоев  -  $15050 (возможные причины  -  отказ техники, вирусная атака, использование низкопроизводительной устаревшей техники), стоимости модернизации  -  $82600 (включая расширение ОЗУ, добавление RAID-массива и источника питания на сервер, замену процессоров, обновление версий ПО и т. п.) и технической поддержки  -  $118 570 (зарплата персонала, затраты на устранение неисправностей в послегарантийный период, содержание рабочих мест техников, транспортные расходы и т. п.). В итоге полные затраты на приобретение и эксплуатацию компьютерного парка за пять лет, по оценкам Dellsystems, составляют $390 288, или $7805 на один ПК.

 

Выбор критерия. Мнения специалистов

 

Несомненно, приведенные г-ном Грязновым результаты требуют детальной проверки (подробную информацию о методике расчетов и предлагаемых путях снижения ТСО можно получить в компании Dellsystems, позвонив по телефону: (095)967-8050 или обратившись по адресу: www.dellsystems.ru). Но в любом случае они интересны как первый опыт и затравка, провоцирующая предметное обсуждение проблемы ТСО. И мнения специалистов не заставили себя ждать. Более того, обсуждение на круглом столе охватило проблему критериев эффективности информационной системы в целом, причем эффективности не только количественной, но и качественной.

 

Александр Тайлаков

Дмитрий Черных, генеральный директор корпорации “Галактика”:

 

-  Для меня совершенно ясно: с точки зрения увеличения жизненного цикла следует покупать только самые мощные из имеющихся систем, поскольку в структуре общей стоимости владения цена покупки не является решающим фактором. Другой важный критерий  -  надежное техническое обслуживание. Хотя отказоустойчивость компьютеров растет, статистика неумолима: они продолжают отказывать. Кроме того, растет сложность технических систем, что также требует сопряжения их элементов.

 

Евгений Веселов, директор дивизиона программных решений IBS:

 

-  При анализе проектов информатизации необходимо разделять инвестиции, эффективность которых легко оценить количественно, соотнеся затраты с прибылью, и те, что дадут новое качество. Соответственно нужны совершенно разные методики расчета. Причем роль качественной составляющей чрезвычайно важна: если ее не выделить, все расчеты общей эффективности могут стать бессмысленными. Например, если мы собираемся построить принципиально новый самолет, то нелепо обсуждать стоимость резины для колес.

 

Академик Юрий Пруденко, заместитель генерального директора Братского алюминиевого завода:

 

-  О термине ТСО я впервые прочитал в 1979 г. применительно к бритвам. Как известно, цена электрической бритвы может быть на два порядка больше цены безопасной бритвы, но стоимость владения последней (из-за затрат на лезвия, кремы, лосьоны и пр.) будет выше. Поэтому когда началось обсуждение, производители безопасных бритв попытались всячески завуалировать вопрос общей стоимости владения, сделав акцент на низкой цене покупки, чтобы устоять в конкурентной борьбе.

 

Как известно, все новое  -  хорошо забытое старое. Везде в мире существует концепция приведенных затрат. По сути, ТСО  -  это те же самые приведенные затраты, известные с 50-х годов, и минимизация этих затрат входит в число важнейших задач экономистов. Так что акцентирование внимания на снижении ТСО  -  это не химера, а правильный маркетинговый шаг.

 

Вопрос экономической эффективности информационной системы в действительности очень сложен. Во многих случаях рассчитать ее можно очень условно. Тогда мы применяем качественные критерии. Так, мы приняли, что если количество наших ошибок будет расти пропорционально усложнению хозяйственных связей, то число налоговых и прочих штрафов за эти ошибки намного превысит затраты на создание КИС. И жизнь показала, что это действительно так. Сегодня нам приходится нести большие дополнительные затраты на ведение бухгалтерского учета по двум системам  -  российской и международной, ибо мы хорошо понимаем, что наступит день, когда предприятиям, ориентированным на экспорт, будет невозможно обойтись без последней. В вопросах качественных часто приходится не считаться с затратами, да и их количественную эффективность нельзя заранее оценить.

 

Владимир Сергеев, представитель Министерства труда РФ:

 

-  Создавая автоматизированную систему выплаты пенсий, мы в первую очередь исходили из качественного критерия  -  снятия политической напряженности. С точки зрения количественной эффективности для нас критерий один  -  цена, все остальные факторы являются ограничительными. Основываясь на этом подходе, мы и выбираем поставщиков. Вначале выделяем лучших по ценовому показателю, далее обращаем внимание на характеристики компьютеров и затем на соотношение цена/производительность. Кроме того, совершенно необходимо проверить, как компьютер выполняет конкретные задачи данного проекта.

 

Егор Константинов, представитель банка “Российский кредит”:

 

-  В конечном итоге важно, во что выльется стоимость системы в целом, поэтому не совсем корректно разделять затраты на приобретение, техническое обслуживание и т. д. Дешевая техника будет чаще отказывать, а это скажется на суммарных потерях больше, чем изначально высокая стоимость. Всем известно, что даже кратковременный простой банка приводит к огромным финансовым потерям. Поэтому вопрос не в том, как ранжировать критерии: цена, техническое обслуживание, срок поставки и прочие, а в том, как вообще комплексно оценить оптимальные затраты на покупку компьютерной техники.

 

Александр Тайлаков, начальник отдела компьютерного обеспечения ОАО “Кузбассразрезуголь”:

 

-  При выборе критерия определяющим является объем закупок. Цена может быть главным фактором при закупках небольших партий машин (10 - 20 шт.), сервисное обслуживание которых доверятся специализированным организациям. На предприятиях, использующих сотни или тысячи компьютеров, на первый план выходит техническое обслуживание. В этом случае компании целесообразно содержать свою группу технической поддержки. Что касается администрирования работы КИС, то это всегда нужно делать своими силами, привлекать стороннюю фирму можно только в качестве эксперимента.

 

Станет ли ТСО определяющим критерием эффективности информатизации для менеджеров отделов ИТ российских компаний и госучреждений? Какой методикой должны руководствоваться поставщики для оценки стоимости владения своими продуктами? Редакция приглашает всех заинтересованных специалистов принять участие в обсуждении. Пишите по адресу: maksimov@pcweek.ru.

 

Алексей Максимов