ПРОСТО АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

 

Если вы собрались завязать непринужденный разговор с Эллен Напп, возможно вам лучше будет обойтись без обращения к теме спорта, которая обычно помогает сломать лед отчуждения в подобных случаях. Эллен Напп, занимающая должность директора по системам баз знаний в фирме Coopers & Lybrand в Нью-Йорке, замечает, что многие мужчины прибегают к этому приему в начале диалога, забывая, очевидно, о росте числа занятых в компаниях женщин.

 

У Напп есть и еще много интересных и полезных наблюдений о роли женщин в бизнесе, так что я узнал много нового из нашей беседы, которая проходила между двумя заседаниями недавней конференции на тему “Женщины на руководящей работе”. Конференция состоялась в Школе государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета (Кеймбридж, шт. Массачусетс), на ней присутствовали многие женские персонажи справочника “Кто есть кто” в области бизнеса, государственных структур и науки.

 

По словам Напп, не считая разговоров о спорте, ей не пришлось столкнуться ни с какими связанными с ее полом препятствиями на пути к вершинам профессии. В сущности, считает она, это обстоятельство даже помогло ей пополнить свой послужной список более высокими достижениями. Впрочем, известно, что в области информационных технологий (ИТ) ощущается общий дефицит рабочей силы, который естественно отодвигает вопросы расы или пола на второй план как второстепенные. Но что же тогда привело ее на мероприятие, посвященное способам преодоления женщинами стоящих на их пути барьеров?

 

Напп отмечает, что, хотя в числе специалистов в области ИТ женщины представлены довольно широко, текучесть кадров среди них выше, чем среди мужчин. Причина этого вовсе не в том, что они оставляют работу ради семьи,  -  просто они переходят из компании в компанию в поисках более благоприятной среды. Так что компаниям имеет смысл стимулировать лояльность женщин-сотрудников предоставлением благодарной работы и перспектив роста.

 

На своем уровне производственной иерархии Напп пребывает в меньшинстве на многих рабочих встречах  -  она единственная женщина в совете директоров C&L. И ей приходится замечать многие мелочи: например, во время перерывов большинство членов совета удаляется в мужской туалет и фактически продолжает заседание там. И если только женская резиденция не отделена от мужской очень тонкой стенкой, Напп оказывается лишена возможности участвовать в обсуждении  -  и принятии решений  -  на этом этапе. Вот такие не слишком заметные, но от этого не менее важные обстоятельства несмотря на рост вложений компании в женский персонал ведут к увеличению показателя текучести кадров.

 

Напп считает, что введение квот или законодательные нормы  -  не лучшие меры борьбы с такими барьерами. Что было бы действеннее всего, так это если бы большинство женщин открыто высказывались о своих затруднениях. Так поступает и всегда поступала она сама, хотя это и не всегда просто.

 

Напп упомянула результаты исследования Харриса, проведенного на средства C&L, из которых следует, что женщины охотнее покупают товары у других женщин. Для компаний, специализирующихся, подобно C&L, на оказании консультационных услуг, это означает, что имеет смысл держать штат женщин-консультантов специально для обслуживания бизнесменов-женщин. Звучит не слишком прогрессивно? Ничуть, считает Напп. В условиях растущей отрасли это только поможет расширению бизнеса и принесет компании больше прибыли.

 

Напп признает, что существует различие в мужском и женском стиле руководства: женщины более склонны к сотрудничеству, больше ощущают себя участниками единой команды, активно выслушивают партнера и ищут консенсуса. И да, даже больше “нянчатся”. Но Напп убеждена, что все эти особенности чрезвычайно удачно подходят к современной “сетевой” экономике. Intranet- и extranet-сети требуют многосвязной модели ведения бизнеса, а вовсе не той жесткой иерархической структуры, на которой строились старые индустриальные компании.

 

“Люди, работающие в "сетевом" стиле,  -  считает она,  -  лучше используют представляющиеся возможности”.

 

Вы, конечно, можете сделать из всего изложенного свои выводы, но для меня очевидно, что усилить внимание к женской половине своего персонала имеет смысл для любой компании.      

 

Стэн Гибсон

 

И, заметьте, никаких спортивных аналогий в моей статье. А вы прислушиваетесь ко всем тем голосам, что раздаются вокруг вашего рабочего места?

 

Сообщите мне об этом по адресу: stan_gibson@zd.com.

 

Так как женщины охотнее покупают товары  у других женщин, для компаний, оказывающих консультационные услуги, имеет смысл держать женщин-консультантов для обслуживания бизнесменов-женщин