“ИНФОРИС”  -  маленькая белая яхта в океане информации

 

Проекты

 

Власть принято ругать. Обычно за дело. Хотя в данном конкретном случае ругать ее не за что. Ибо именно местная власть стала инициатором, а также первым и самым крупным заказчиком серьезного информационного бизнеса. Компания “Инфорис” (основу ее составили выходцы из Института прикладной физики Академии наук) была создана в октябре 1992 года и сразу же разместилась в здании Нижегородской областной администрации. В ту пору я, да и не только я, называл “Инфорис” “карманной” компанией. "А я особой беды тут не видел,  -  говорит президент “Инфориса” Михаил Коников,  -  это следствие тогдашней рыночной ситуации. Подобные сферы без инвестиций не развиваются. В то время, когда мы создавались, было два реальных варианта: или при властях, или при связистах". “Инфорис” сделала ставку на власть, власть  -  на “Инфорис”. Выбирая форму организации фирмы, рассматривали три варианта: 1) структурное подразделение администрации, 2) предприятие на паях с администрацией, 3) частная фирма, работающая на договорных началах. Губернатор Б. Немцов практически мгновенно (напомню, это был 1992 год!) выбрал третий вариант и пояснил, что только в этом варианте он может реально влиять на качество работы  -  “либо плачу деньги, либо не плачу”.

 

Год назад, проводя презентацию очередной подсистемы, сотрудники “Инфориса” заглянули на сервер ЦРУ. Запустили поиск по фамилии “Немцов” и в нескольких отчетах нашли упоминания. Таким образом, губернатор лично убедился, что система работает. Парадокс Немцова в том, что он прогрессивен в экономических реформах, но консервативен в плане организации собственной работы. При этом, имея “живую” информацию от целого ряда комитетов и департаментов и не часто пользуясь возможностями информационных систем, он всячески способствует их развитию в регионе. В Давосе, например, Б. Немцов обсуждал с Дж. Соросом возможное софинансирование проекта развития Internet (как идеального инструмента открытого общества) в Нижегородской области. Из многих предложенных проектов Сорос выбрал лишь три, в том числе и этот.

 

Сегодня ядро разработанной “Инфорисом” системы  -  это 10 локальных, прозрачных друг для друга сетей (часть серверов работает под SCO UNIX, часть под BSD, OS/2), объединяющих более 400 рабочих станций и связывающих между собой департаменты областной администрации (в том числе территориально удаленные). А в глобальной сети областной администрации уже более 500 организаций. Около половины абонентов узла “Инфориса” представляют властные и околовластные структуры (они работают бесплатно или на суперльготных условиях). Зато все свободные ресурсы, телекоммуникационные и информационные, предоставляются клиентам на коммерческой основе. Именно эти внешние абоненты и позволяют обеспечить самоокупаемость системы. При этом цены “Инфориса” точно соответствуют ценам конкурентов (рынок!).

 

ЦЕЛЬ

 

Само слово “Инфорис” содержит в себе формулировку цели  -  поэтапное создание ИНФОрмационной Региональной Интегрированной Системы, жизненно важной для областной администрации. Под администрацией подразумевается и центр системы управления областью, и объекты управления  -  районы области, департаменты администрации и т. д. Множество конкретных прикладных задач, встраиваемых в систему, решаются другими фирмами  -  как государственными, так и частными. “Инфорис” же разрабатывает идеологию системы в целом, стратегию ее развития и ядро, то есть выступает в роли паровоза  -  выбирает направление и “разгоняет состав”. Администрация не в состоянии содержать высококвалифицированный персонал для таких работ, но  -  “не можешь дать денег, дай свободу”.

 

Три основные задачи решаются с 1992 года. Первая  -  создание сетевой областной инфраструктуры. Сюда входят все системы телекоммуникаций (для конкретного здания, комплекса зданий, района и т. д.) и их объединение, то есть создание транспортной среды. Сегодня все 49 районов области имеют техническую возможность доступа к центру. Вторая задача  -  информационная. Причем компания выступает как в роли собирателя (из различных источников) внешней информации, которая затем транслируется клиентам, так и в роли производителя и поставщика региональной информации. Третья задача  -  формирование организационной инфраструктуры: кто чем занимается, кто за что отвечает, кто разрабатывает правила игры, как распределяются заказы. Уже выделились направления собственной деятельности “Инфориса” и лидеры этих направлений  -  Олег Купоросов ( Internet), Валерий Толков (технология программирования), Александр Баландин (концепция технического развития). Сам Михаил Коников отвечает за взаимодействие с заказчиками, партнерами и конкурентами.

 

ДЕМОКРАТИЯ

 

До недавнего времени информационная система областной администрации развивалась в демократическом варианте. Никого насильно не загоняли, подключение районов области производилось за счет их бюджетов. Стимул один  -  информационная и технологическая привлекательность центра. 20 районов, в том числе все крупные, подсоединились к системе. Остальные 29 выжидают  -  кто-то предпочитает вкладывать деньги в асфальт для реальных дорог, а не в дорогу для информации. Так что добровольность повлекла за собой потерю темпов и невозможность планирования. В конце февраля губернатор утвердил новую программу информатизации органов управления. В ней принцип добровольного вхождения районов дополнен принципом централизованных вложений. Областной центр доведет скоростные каналы до каждого района, обеспечит круглосуточную связь, а дальше районы будут сами наращивать свои мощности.

 

Заказчик велик и разношерстен, поэтому найти общее решение сложно. Требования противоречивы  -  система поддержки информационных потоков должна работать на любом сервере, в локальных сетях районов и даже на конкретной машине пользователя (где есть хотя бы 4 Мб памяти). Уважающие себя клиент-серверные системы в последнем случае даже не шевелятся. Поэтому пришлось поработать на СУБД Btrieve (это не значит, что “Инфорис” выбирает ее и не любит Oracle или Informix). С ростом технических ресурсов и по мере созревания заказчика планируется переход на SQL-серверы, уже ведется разработка на базе Delphi, изучаются возможности Microsoft SQL Server, Oracle. Из-за неразвитости транспортных систем WWW-технология пока используется только в ядре системы (она доступна, например, помощнику губернатора, департаментам экономики и сельского хозяйства).

 

ЧИНОВНИК

 

Чиновники не торопятся переходить к использованию информационных технологий в реальной работе. Коммуникационные ресурсы задействованы процентов на 70 - 80, а вот степень использования информационных ресурсов пока невелика. Нужно перенести работу с информацией в места ее порождения. Технологически аппарат к этому готов, психологически  -  нет. Нет желания делиться информацией, нет умения ее организовывать. Уже никому не надо объяснять, что электронная почта лучше обычной, но пока не воспринимается, что система в целом  -  это “живой” механизм переработки первичной информации и порождения ценной вторичной информации для управленцев.

 

Другая проблема  -  снижение персональной роли чиновника в решении конкретных вопросов. Компьютер низводит чиновника до того уровня, на котором тот, собственно, и должен (но не хочет) находиться. По этой же причине попытки внедрить разнообразные системы документооборота во властных структурах обречены (по крайней мере в ближайшее время) на провал. Всякая формализация губительна для бюрократии.

 

ПРОВИНЦИЯ

 

“Консультант-плюс” (Москва) и Центр компьютерных разработок при питерской мэрии (система “Кодекс”) поставляют нормативные документы российского уровня, а “Инфорис” транслирует их на область. Выставляется в сети информация местного еженедельника “Пульс” (цены на товары и услуги в Н. Новгороде), планируется выход электронной версии “Желтых страниц”. Крупнейшее московское книготорговое агентство “Артос” готово размещать свою информацию на сервере “Инфориса” в Нижнем. Это еще один парадокс сети  -  конечному пользователю все равно, где физически находится информация. Пусть хоть на Луне, лишь бы канал на Луну был хороший.

 

Уникальная ситуация  -  периферийный сетевой провайдер занимается разработкой информационных ресурсов. Не в силах вести новостийные блоки, компания, однако, исправно поддерживает базы данных по нормативным документам областной и городской администрации. В среднем за год только губернатор издает более 2500 распоряжений, принимается около 500 различных постановлений, так что речь уже идет (за три года) о десятках тысяч документов. Разработана собственная система поддержки информационных потоков и ведения документальных архивов InfoBase (два года назад “Инфорис” сделал ставку на Windows-версию и не ошибся). Система передана ряду районов области, теперь они тоже могут создавать свою базу.

 

Готовится Всемирная выставка нижегородских художников в Internet. Идет подготовка слайдов, перевод их в электронную форму, много обычных дел, связанных с выставками, но (для художников) не связанных с затратами. Все расходы по этой выставке компания “Инфорис” взяла на себя. В стадии проработки находится еще один интересный проект, ежегодный “Флаг города”  -  коллаж из музыки, песен, художественных произведений, ярких культурных событий. Собирается перейти в “электронное бытие” и один из литературных журналов.

 

М. Коников: “Мы перестаем быть провинцией. Мы остаемся ею только в том смысле, что от Москвы до Европы канал 2 Мб/с, а от нас до Москвы  -  пока 28,8 Кб/с, но до конца года придет оптоволокно, появится нормальный 2 Мб/с канал и понятие провинции, периферии исчезнет. Так было в Америке в пору строительства автомагистралей, страна крупных городов и зачуханных деревень превратилась в страну с ровной цивилизацией. (Америку Михаил Маркович вспоминает часто, мы были там на стажировке одновременно, позапрошлым летом.) Можно предложить рекламные услуги любому российскому или иностранному предприятию, главное  -  сделать привлекательным свой WWW-сервер. Схема традиционная  -  в привлекательный журнал (в данном случае в электронный) идут рекламодатели, на их средства журнал делается еще более привлекательным”.

 

ПРИНЦИП

 

Если поделиться телекоммуникационным сервисом с партнерами и сконцентрироваться на информационных ресурсах, провинциальным командам вполне по силам поднять интересные WWW-серверы, поисковые системы. Тем более, что в каналы, системы цифровой связи надо вкладывать миллионы долларов, а для поддержания определенного уровня информационного сервиса нужны существенно меньшие средства.

 

М. Коников: "Мой основной принцип  -  “делать то, что задумано, несмотря ни на что”. Был в конце 70-х популярен студенческий автостоп, когда без денег и билетов можно было доехать от Нижнего до Сочи (а то и до Владивостока). На дороге бывало всякое: нет попутных машин, голосуешь, но никто не останавливается... Можно сесть на обочине, но все равно идешь, хотя расстояние, пройденное пешком, вообще говоря, роли не играет. Быстрее “подберут” идущего. Не было в моей практике случая, когда бы в конце концов не удалось добраться. В любой, казалось бы, тупиковой ситуации (в жизни или в бизнесе) самое главное  -  не потерять ощущение движения, ощущение цели".

 

Игорь Альтшулер

Версия для печати