В экономической и технологической гонке США намерены обойти Китай с опорой на четкую «стратегию победы». Проанализировав рекомендации по достижению этой цели, которые американский конгресс представил в конце 2023 года, Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ выделил ключевые направления конкурентной борьбы ведущих экономик мира.

Авторы стратегии констатируют: ставка США на то, что КНР откроет свои рынки, либерализует политическую систему и будет придерживаться верховенства закона, не оправдалась. Организованная Коммунистической партией Китая (КПК) многолетняя экономическая экспансия против США и их союзников привела к сокращению зависимости КНР от Штатов и, напротив, усилила зависимость США от Китая. На его агрессивные действия в сфере торгово-промышленной политики конгресс намерен отвечать сообразно и, допуская в будущем вероятность более серьезного прямого противостояния с КНР, просчитывает, как заблаговременно предотвратить его последствия для своей экономики, финансовой системы, промышленности и торговли.

Контроль и общий мониторинг ситуации возлагается на координационный совет, который на регулярной основе должен будет оценивать риски для цепочек поставок продукции США, проводить стресс-тесты для оценки стабильности финансовых рынков; а исправлять ее в конгрессе намерены путем изменения условий экономического взаимодействия с КНР; ограничения американских капиталовложений и технологий, используемых для военной модернизации Китая; формирования вместе с союзниками «коллективной экономической устойчивости». Каждому направлению посвящен отдельный блок стратегии. Документ носит скорее декларативный характер (в нем не указаны необходимые для реализации описываемых мер источники и объемы финансирования), тем не менее он важен для понимания общей логики действий США в технологическом и экономическом противостоянии с Китаем.

Условия для доминирующего положения китайских компаний на внутреннем и на международном рынках сложились, по оценке авторов стратегии, прежде всего за счет дешевого, порой бесплатного, капитала. Китай на протяжении многих лет не выполняет обязательств перед ВТО, указывают авторы документа, субсидируя собственные государственные компании и закрывая свои рынки. Специальный комитет конгресса установил, что и американские капитал и технологии зачастую служат модернизации военного потенциала Китая, тем самым ставя под угрозу национальную безопасность США. Так, даже Федеральный пенсионный фонд (Thrift Savings Plan), управляющий пенсионными накоплениями госслужащих и военных, через входящие в него фонды финансирует компании, выпускающие оружие для Народно-освободительной армии Китая.

Законодатели намерены запретить прямые и косвенные инвестиции в компании КНР, которые связаны с разработкой критических технологий либо включены в перечень «неподтвержденных» организаций и американские санкционные списки (в них входят причастные к наращиванию военного потенциала Китая или к нарушениям прав человека). Минфину рекомендовано вести учет американских инвестиций и их получателей и публиковать ежеквартальные отчеты об американских портфелях иностранных бумаг с разбивкой по странам и, при необходимости, по секторам (сейчас ведомство выпускает только годовые отчеты с разбивкой по странам).

В стратегии оговаривается необходимость принять закон, обязывающий китайские компании, желающие зарегистрироваться на американских биржах, подтвердить, что они не работают с вооруженными силами КНР, не способствуют разработке технологий двойного назначения и не используют принудительный труд уйгуров. Уже зарегистрированные на бирже компании должны будут ежегодно подтверждать соответствие этим требованиям. В свою очередь, компании США в рамках ежегодного раскрытия информации должны будут предоставлять подробные сведения о связях с КПК, цепочке поставок и прибыли от КНР и даже своих предполагаемых действиях в случае потери доступа к рынку на фоне конфликта, который может вспыхнуть в регионе.

Законодатели хотят предотвратить вытеснение американских компаний с внутреннего рынка продукцией из Китая, упростив введение запрета на импорт товаров из стран, вызывающих опасения. Для малых и средних предприятий планируют создать базу данных с информацией о подсанкционных иностранных организациях. Тарифную ставку для товаров из КНР предлагают повысить (ее размер и категории товаров не указываются) и возобновить действие механизма защитных мер в отношении Китая (China Safeguard), которое истекло в 2013 г. Этот механизм позволял в ускоренном режиме (без доказательств недобросовестной торговой практики) вводить тарифы или другие ограничения после одобрения Комиссии по международной торговле США.

Авторы стратегии отмечают необходимость повысить прозрачность цепочек поставок критических материалов и минералов (таких как: кобальт, марганец, ванадий, галлий, графит, германий, бор, а также легкие и тяжелые редкоземы), а для снижения зависимости от Китая в этой сфере — разработать пакет реформ по регулированию и налоговому стимулированию. В целях защиты американских производителей от волатильности цен и злоупотребления Китаем своим доминирующим положением на этом рынке рекомендуют также создать резервный фонд для финансирования поставок значимых минералов. Его средства предполагается использовать для поддержания цены на критически важный минерал, когда она опустится ниже определенного порога, а пополнять — за счет взносов компаний, когда цена значительно повысится.

В конгрессе признают, что в последние годы США утрачивают лидерство по ряду критических технологий. Усилить позиции страны в стратегически важных технологических направлениях власти планируют путем наращивания государственных расходов и стимулирования частных инвестиций, в частности с помощью налоговых льгот. Исследования и разработки в особенно значимых для национальной безопасности США областях (это, например, искусственный интеллект, квантовые и биотехнологии) будут получать приоритетную поддержку из средств Национального научного фонда (NSF), Национального института технологических стандартов (NIST) и управления по науке министерства энергетики. В стратегии предлагается подключать к финансированию капиталоемких критических технологий на ранних стадиях также ресурсы министерства обороны и других ведомств. Для большей безопасности к условиям получения грантов от NSF добавится требование раскрывать подробную информацию о связях всех участников научного проекта с иностранными правительствами, а также с организациями, расположенными в странах — противниках США. Авторы стратегии предлагают вести базу данных исследовательских организаций КНР, участвующих в оборонных проектах.

Чтобы ограничить передачу Китаю критических и передовых технологий и прекратить поставки в КНР технологий двойного назначения, законодатели рекомендуют усилить экспортный контроль. Под повышенное внимание, кроме упомянутых ИИ, квантовых и биотехнологий, будут попадать оптика и сенсоры, ряд разработок в сфере энергетики, новейших материалов и освоения космоса.

Авторы стратегии предлагают актуализировать состав образовательных программ и, в частности, расширить действие Закона о содействии занятости и непрерывному обучению (Promoting Employment and Lifelong Learning), включив в него программы в области передовых производственных технологий, судостроения, кибербезопасности и других значимых направлений.

Важный приоритет — привлечение талантов к исследованиям и разработкам в сфере критических и новых технологий и укреплению оборонно-промышленной базы. Среди предлагаемых действий — выдача разрешений на работу специалистам из стран-партнеров, имеющим опыт реализации высокотехнологичных проектов, и одновременно с этим ужесточение визовой проверки соискателей из стран-противников в целях устранения рисков технологического шпионажа.

Союзников (Великобританию, Японию, особое внимание уделяется Тайваню) США намерены вовлекать в более активное сотрудничество по стратегическим направлениям, в том числе в формате отраслевых соглашений. При этом, опять-таки во избежание зависимости от производимой государствами-противниками продукции стратегического назначения, такие соглашения будут предусматривать строгие правила в части происхождения критических технологий и наиболее значимых товаров.

Стратегия продолжает вектор американской политики в отношении Китая, начало которой было положено при администрации Дональда Трампа. И хотя, как говорится в документе, США рассчитывали на либерализацию китайской экономики, конгресс и ранее предпринимал меры, направленные на ограничение китайского доминирования в сфере высоких технологий. Среди наиболее «громких» кейсов — инициирование американской стороной торговой войны против Китая, санкции против Huawei, ограничения на экспорт в КНР американских полупроводников, отказ в выдаче виз студентам и исследователям, как-либо связанным с военно-промышленным комплексом Китая. Опубликованная стратегия не содержит указаний на источники и объемы инвестиций, которые должны помочь США противостоять китайской экспансивной экономической политике; ее цель — официально заявить, что США по-прежнему считают Китай своим стратегическим противником и намерены бороться с ним, ограничивая отток американских инвестиций и технологий в КНР. В контексте приближающихся президентских выборов в США тема приобретает особое значение. Поскольку интерес к ней проявляют и республиканцы, и демократы, можно ожидать, что при любом исходе электоральной гонки США продолжат свою политику технологического противодействия КНР.