Усиление глобальной технологической конкуренции, рост бюджетного дефицита и нехватка научных кадров являются серьезными вызовами и для Республики Корея — одного из самых инновационных государств. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал, как страна намерена укрепить научный потенциал и к 2027 году войти в пятерку технологических лидеров. Материал продолжает обзор актуальных мер научно-технической политики Республики Корея.

Южная Корея на протяжении десяти лет занимает 2-е место в мире по доле затрат на исследования и разработки (ИР) в ВВП (4,9%; 1-е место — Израиль — 5,6%). На устойчивость показателя влияют высокая инновационная активность бизнеса и господдержка науки: в 2013–2023 гг. бюджетные ассигнования на эту статью выросли почти вдвое — с 17,1 до 30,7 трлн вон в действующих ценах (с 1,1 до 2 трлн руб.1). Наряду с этим в рамках бюджетных проектировок на 2024 г. правительство пересмотрело многие статьи научных расходов с прицелом на усиление финансирования приоритетных проектов. Оптимизация бюджета науки — часть Бюджетной стратегии в научно-технологическом секторе (на 2024–2027 гг.) Республики Корея (далее — Бюджетная стратегия ИР), выступающей основой для Пятого Мастер-плана в сфере науки и технологий (на 2023–2027 гг.). При этом в обоих документах предусмотрено вхождение страны в пятерку научно-технологических держав (5-е место после США, Китая, Японии и Германии) и увеличение уровня ее технологического развития по отношению к США на 2 п. п. (с 83 до 85%) к 2030 г.

В ходе подготовки Бюджетной стратегии ИР корейским правительством был проведен масштабный экспертный опрос, по итогам которого в условиях роста бюджетного дефицита (1,9% к ВВП в 2024 г. в сравнении с 0,6% в 2023 г.) было рекомендовано консолидировать имеющиеся ресурсы в отдельных направлениях научно-технологического развития. Около 60% экспертов высказались в пользу поддержки повышения промышленной и технологической конкурентоспособности Республики Корея через развитие технологий автономного транспорта и дисплейных технологий. Почти половина опрошенных в качестве наиболее перспективных решений отметили разработки в области аккумуляторных батарей, а также полупроводников, в частности используемых для создания высокопроизводительных чипов, предназначенных для решения задач искусственного интеллекта (полупроводники для ИИ-чипов).

Формированию Бюджетной стратегии ИР предшествовала тщательная работа правительства по отбору перечня технологий, имеющих стратегически важное значение для страны. Для этого также были привлечены эксперты из академических и бизнес-кругов. В результате был создан список из 120 стратегических технологий, взятый за основу при дальнейшем выборе критических технологий и составлении бюджета Республики Корея на науку на 2024 г.

Критические технологии Республики Корея — пул технологий, выделенных в результате экспертного отбора из стратегических технологий и способных в будущем стать доминирующими в ведущих отраслях корейской экономики (4 технологии, отбор по методу Дельфи в 2023 г.). Включают полупроводники, аккумуляторные батареи, автономные транспортные средства, дисплейные технологии.

Согласно Бюджетной стратегии ИР, правительство Республики Кореи намерено в 2024 г. сократить объем финансирования направлений, не связанных с технологиями из перечней стратегических и критических (экономия около 500 млрд вон, или 33,2 млрд руб.). В то же время объем государственного финансирования научно-исследовательских проектов, реализуемых в рамках Национального плана развития стратегических технологий (на 2022–2027 гг.), в 2024 г. напротив увеличивается — с 4,7 до 5 трлн вон (с 312,1 до 332,1 млрд руб.), или на 6,4%. Всего же в период до 2027 г. на эти цели в бюджете предусмотрено 25 трлн вон (1,7 трлн руб.). Проекты по созданию критических технологий получат в 2024 г. господдержку в объеме 3,1 трлн вон (205,9 млрд руб.), а до 2027 г. — 6,4 трлн вон (425 млрд руб.) государственных и 91,7 трлн вон (6,1 трлн руб.) частных средств.

В разрезе отдельных технологических направлений (табл. 1) наибольший объем финансирования (бюджетного и внебюджетного) выделяется на проекты, связанные с разработкой аккумуляторных батарей и дисплейных технологий, где отмечен самый низкий уровень технологического развития в сравнении с США — 86,7 и 80,7% соответственно.

Господдержка разработок в области полупроводников (технологический уровень — 91,3%) вырастет в сравнительно меньшем объеме, а затраты бизнеса по этому направлению сократятся (здесь в значительной степени уже создана необходимая инфраструктура, а производственные мощности поставлены на поток). В целом по всем проектам создания критических технологий доля бизнеса в общем объеме финансирования должна остаться высокой — от 59,2 до 98,5% в зависимости от направления.

Долгосрочные цели Республики Корея по развитию критических технологий до 2030 г. весьма амбициозны и заключаются в достижении глобального лидерства либо существенного роста доли на мировом рынке. Для реализации этих планов значительные усилия государства и бизнеса будут направлены на подготовку научно-технических кадров.

Речь идет о запуске новых образовательных программ в магистратуре и аспирантуре за счет государственного финансирования, а также о реализации обучения сотрудников в вузах (в рамках «контрактной системы») и на предприятиях за счет внебюджетных средств.

Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, прокомментировал: «Основой формирования государственной политики Республики Корея в сфере науки и технологий уже многие годы выступает комплексная система научно-технологического прогнозирования. На ее основе, в том числе, принимаются решения о перераспределении бюджетных средств и их концентрации на стратегических направлениях развития. Для достижения лидерства и сокращения отставания в отдельных технологических областях правительство страны делает ставку на разработку нескольких конкретных технологий (полупроводники; аккумуляторные батареи; автономные транспортные средства; дисплейные технологии), увеличивая объемы их финансирования. При этом масштабы поддержки неприоритетных проектов сокращаются. В России создание системы научно-технологического прогнозирования и выбора приоритетов в сфере науки и технологий пока не завершено, перечень критических технологий требует актуализации (не обновлялся с 2011 года). Вместе с тем в бюджете на 2024–2026 гг. также наблюдаются схожие с корейскими тенденции: ассигнования на приоритетные мегапроекты растут, а по ряду других направлений сокращаются. С учетом важности процессов приоритезации бюджетных расходов на науку следует обеспечить системный подход к формированию и актуализации научно-технологических приоритетов. В этом контексте корейский опыт оценки уровня технологического развития, использования передовых методов форсайта для выбора стратегически важных технологических областей, анализа кадровых потребностей отраслей мог бы оказаться весьма полезным для нашей страны».