Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в партнерстве с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Росстатом выпустил очередной краткий статистический сборник ежегодной серии «Образование в цифрах». В 12-м издании сборника по традиции представлены наиболее значимые характеристики всех уровней образования, в частности показатели, характеризующие финансирование, кадровый потенциал и материально-техническую базу этой сферы, а также проанализированы позиции России по данным последней волны международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS). Выделим некоторые ключевые или редко представляемые показатели:

  • государственные расходы на образование в России по итогам 2022 г. составили 5,5 трлн рублей;
  • по доле в общих госрасходах (9,9%) затраты на образование в России превышают планку, достигнутую в Японии, Италии и Франции (7,8–9,7%);
  • в образовательных организациях России в 2022 г. обучались 32,6 млн человек (примерно пятая часть населения). Из них более половины (17,7 млн) — в организациях общего образования;
  • в 2022/23 учебном году почти 3 млн человек учились по программам подготовки специалистов среднего звена. Численность этой категории студентов стабильно увеличивается: прирост относительно предыдущего учебного года составил 4,4%, в сравнении с началом 2010/11 учебного года — 40,3%;
  • по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2022/23 учебном году учились 4,1 млн человек. Наблюдавшееся ранее сокращение их численности сменилось ростом: +2,1% относительно 2021/22 учебного года;
  • выпуск из российских вузов по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2022 г. составил 816,3 тыс. человек (на 3 тыс. человек больше относительно 2021 г.);
  • сфера инженерного дела, технологий и технических наук является одним из наиболее востребованных направлений подготовки в российских вузах: в 2022 гг. на эти специальности приходилось 28,6% общего выпуска;
  • за последние годы несколько увеличилось число дипломированных бакалавров, специалистов, магистров в сфере информатики и вычислительной техники, информационной безопасности: с 34,9 тыс. человек в 2020 г. до 39,5 тыс. человек в 2022 г. (их удельный вес в общем выпуске вырос с 4,1 до 4,8% соответственно). В сравнении с другими странами, о которых имеется сопоставимая статистика ОЭСР о доле выпускников по направлению «Информационно-коммуникационные технологии» (за 2020 г.), Россия с показателем 5,9% в 2022 г. опережает США (5,2%), Германию (5%), Республику Корея (4,6%), Канаду (4,4%), Великобританию (4,2%), Францию (4%), Швецию (3,7%) и Италию (1,3%);
  • возрастает выпуск бакалавров, специалистов, магистров в области здравоохранения и медицинских наук: в 2022 г. он достиг 45,1 тыс. человек, или 5,5% от общего выпуска (в 2021 г. — 42,8 тыс. человек, или 5,3%);
  • каждый двадцатый студент из обучающихся в России по программам третичного образования (подготовка специалистов среднего звена и программы высшего образования) в 2022 г. приехал из-за рубежа (5,4%, или 394,3 тыс. человек). За последние пару лет их численность чуть выросла: в 2020 г. составляла 350,8 тыс. человек (5,1% от общей численности студентов);
  • Россия входит в топ-3 стран по итогам проведенной в 2021 г. последней волны Международного исследования качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) (проводится раз в пять лет). Данное мониторинговое исследование проводит с 2001 г. Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) с целью сопоставления уровней навыков чтения и понимания текста учащимися 4-х классов в разных странах мира, а также выявления различий в национальных системах образования для последующего совершенствования процесса обучения чтению. Россия заняла третью строку в общем рейтинге стран (набрав 567 из 1000 баллов), уступив только Сингапуру (587 баллов) и Гонконгу (573 балла); при этом результаты у девочек (574 балла) немного лучше, чем у мальчиков (561 балл). При оценивании чтения информационных текстов российские четвероклассники заняли 3-е место и 2-е — за литературное чтение (568 и 566 баллов соответственно). Каждый пятый учащийся 4-х классов (21%) продемонстрировал в этом исследовании высший уровень читательской грамотности, высокий — 63%, средний — 89% (международные медианные значения составляют соответственно: 7, 36 и 75%).