Мы продолжаем обсуждать Национальную технологическую инициативу, на реализацию которой в 2017 г., согласно февральскому распоряжению правительства № 255-р, будет направлено почти 8,5 млрд. руб. Всего же в этом году на данную инициативу с учётом переноса части средств прошлого года, предполагается выделить около 12,5 млрд. руб.

О том, что собой представляет НТИ, нам рассказал Евгений Ковнир, а Валентин Макаров обрисовал активность рабочей группы SafeNet. Тему продолжает информация, которую нам предоставила начальник Управления организации мониторинга Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Татьяна Еферина. Она обращает внимание на то, что дорожные карты НТИ связаны не только с различными технологиями, но и со следующими государственными программами (ГП) Российской Федерации:

  • Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.
  • Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года.
  • Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы (проект).
  • ГП «Информационное общество (2011–2020 годы)»;
  • ГП «Развитие внешнеэкономической деятельности»;
  • ГП «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы;
  • ГП «Развитие здравоохранения»;
  • ГП «Развитие образования» на 2013–2020 годы;
  • ГП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;
  • ГП «Энергоэффективность и развитие энергетики»;
  • ГП «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы»;
  • ГП «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы»;
  • ГП «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы»;
  • ГП «Развитие транспортной системы»;
  • План мероприятий («дорожная карта») «Развитие лазерных, оптических и оптоэлектронных технологий (фотоники)»;
  • План мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий»
  • План мероприятий («дорожная карта») в области инжиниринга и промышленного дизайна.

"Очевидно, что за счет внедрения прорывных технологий и благодаря такой массированной поддержке ожидается положительный кумулятивный эффект для ИКТ-сектора и экономики страны в целом«,— уверена Татьяна Еферина. Однако, по ее словам, нужно провести инвентаризацию мер государственной поддержки, оценить их востребованность и эффективность и, конечно, синхронизировать. Также она считает необходимым провести большую работу по созданию системы измерений цифровой экономики, ключевым индикатором которой должна стать ее доля в ВВП. При этом она предлагает учесть различные подходы к оценке цифровой экономики, нашедшие применение в зарубежных инициативах: Industrie 4.0 (Германия), Future Factory (Великобритания), America Makes (США), а также комплексные решения Brilliance Factory (General Electric), Digital Factory (Siemens), Smart Factory (Голландия), Usine du Futur (Франция), Fabbrica del Futuro (Италия), Made in China 2025 (Китай), Made in Sweden 2030 (Швеция), Industrial Value Chain Initiative (Япония), National Digital Economy Strategy (Австралия).

«Подходы к оценке эффективности цифровой экономики зависят от целевых установок страны. Например, в Германии акцент сделан на государственной промышленной политике, разработке мер для повышения ее конкурентоспособности на мировых рынках (аналогично поступили в Нидерландах, Франции, Италии, Китае), тогда как в США реализуется самостоятельная межведомственная кросс-отраслевая инициатива, охватывающая 65-70% экономической активности страны и направленная на повышение глобальной конкурентоспособности страны за счет объединения транснациональных корпораций и крупного бизнеса. Два этих подхода различаются степенью участия государства, мерами поддержки, географией дельности, схемами финансирования», — пояснила Татьяна Еферина. По ее мнению, России лучше ориентироваться на немецкую программу Industrie 4.0.

«Цифровые технологии являются важным фактором повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов за счет внедрения ИТ в производстве, бизнес-процессах, маркетинге и взаимодействии с клиентами. В условиях российской действительности наибольший эффект от внедрения цифровых технологий в кратко- и среднесрочном периодах следует ожидать в отраслях, связанных с образованием, здравоохранением, финансами, транспортом, в сельском хозяйстве, сфере услуг, в долгосрочном периоде — в отраслях промышленного производства», — считает Татьяна Еферина.

На пути к цифровой экономики естественно возникает множество методических вопросов. Начиная собственно с главного — что именно следует понимать под «цифровой экономикой»? По мнению Татьяны Ефериной, здесь возможны следующие варианты определений:

  • рынки на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и услугами с помощью электронной коммерции в Интернете;
  • экономика, способная предоставить ИКТ-инфраструктуру и мобилизовать возможности ИКТ на благо потребителей, бизнеса и государства;
  • производство цифрового оборудования, издательская деятельность, медийное производство и программирование.

«Требуется разработать адекватную систему измерения, которая позволит оценивать основные направления внедрения цифровых процессов в промышленном производстве, сельском хозяйстве, сферах услуг, связанных с образованием, здравоохранением, финансами и транспортом и т. д., — говорит она. — При этом важно учитывать системы оценки Евросоюза, ОЭСР, Всемирного экономического форума (ВЭФ), консалтинговых фирм (BCG и др.), Всемирного банка».

Надо полагать, что адекватная и понятная большинству участников рынка система измерения вклада цифровой экономики в ВВП страны будет создана в рамках ГП «Цифровая экономика», которая, как мы уже сообщали, должна быть разработана к маю 2017 г.

Впрочем, вклад цифровой экономики в ВВП страны — не единственный параметр, характеризующий уровень развития высокотехнологичных отраслей. В шести уже защищенных дорожных картах НТИ (NeuroNet, AeroNet, MariNet, AutoNet, HealthNet и EnergyNet) есть и другие контрольные цифры, зависящие от особенностей того или иного рынка.