После очередного совещания во дворце императора приглашенные уже почти разошлись. Принц, догнав советника по безопасности, попросил его остаться после совещания.

— Господин советник, мне нужна ваша помощь. Вернее, ваш опыт. Я хочу посоветоваться. Даже не знаю, как начать. Давайте я попробую выговориться, может так проще будет.

— Ну конечно, ваше высочество!

— Последняя проверка оружейной корпорации показала, что несмотря на наличие правильно построенной технологии защиты информации, все же наши сотрудники смогли проникнуть и выведать секреты.

— Ну что, это лишний раз говорит о превосходных качествах ваших сотрудников.

— Я не об этом. Сотрудники корпорации вроде как и выполняют все правила, но впечатление такое, что эти правила их просто не касаются. Знаете, как в школе: все вроде учат уроки, но из-под палки. Как заинтересовать их выполнять эти правила? Я вот о чем подумал. Каждый из них, выполняя эти правила, делает это чисто механически. Считает, что в случае нарушения ущерб будет нанесен именно корпорации, а он сам, его личные интересы вроде как и ни причем. Как мне кажется, если сделать так, что он будет заинтересован в выполнении этих правил им самим и его сослуживцами, то ошибок по вине персонала будет намного меньше. Не знаю, как это правильно сформулировать.

— Принц, вы абсолютно правы. Самое слабое звено всегда человек. Вы правильно говорите, что пользователь должен быть заинтересован жить по правилам. Ему должно быть невыгодно как самому их нарушать, так и допустить нарушение своим же сослуживцем. Как это сделать? В некоторых случаях помогает материальное поощрение. Работаешь без брака, помогаешь выявить ошибки — получай премию.

— Да, но это разрушает коллектив.

— Правильно, но только если эти, будем говорить откровенно, доносы делаются тайно. А если это возведено в ранг политики и об этом говорят открыто, то нет. Более того, не сообщил вовремя, знал и промолчал, тебя наказывают практически так же, как и того, кто сделал. Смотрите, почему полицейские экипажи у нас не берут взятки? Да потому что взял один, а с волчьим билетом вылетает весь экипаж, если не донесли. Безусловно, не красиво, зато эффективно!

— Нет, по-моему, так нельзя.

— А как можно?

— Не знаю. Думаю. Пока решил, что в курсах по безопасности буду упирать не на те убытки, которые несет фирма, а на то, что в этом случае потеряет каждый слушатель сам. Поможет ли? Не знаю...

А вы как считаете? Как стимулировать пользователей работать по правилам? Одного кнута на мой взгляд недостаточно. Нужен пряник. Но какой?