1 октября в реализации стратегии передачи управления мировой интернет-инфрастуктурой от правительства США в руки независимого сообщества должно произойти важное событие: функции Администрации адресного пространства Интернета (Internet Assigned Numbers Authority, IANA) будут переданы сообществу заинтересованных сторон — созданной в начале августа организации Public Technical Identifiers (PTI), являющейся «некоммерческой корпорацией по обеспечению общественных интересов». Хотя правительство США сохраняет некоторые рычаги контроля IANA, но эти возможности резко сокращаются по сравнению с созданной в конце 90-х и существующей еще сегодня системой. Решение потенциальных конфликтов между правительством и отраслевым сообществом переносится в плоскость судебной системы (но в юрисдикции шт. Калифорния), а не прямого директивного администрирования, когда по определению «начальник всегда прав».

Чтобы понять суть предстоящих изменений, нужно напомнить, что собой представляет существующая сегодня схема управления верхним уровнем Интернета. Эта схема сложилась в конце 90-х годов, когда выяснилось, что резкий рост мировой Сети привел к несоответствию сложившейся ранее модели управления новым требованиям. Так, например, до 1998 г. регистрацией имен в доменах общего пользования (тогда их было три — .com, .net и .gov) занималась только одна компания Network Solution. Высокая стоимости регистрации (50 долл. в год) в результате ее монопольного положения в этой сфере начинала сдерживать расширение Интернета (тогда в мире было всего 3 млн. доменных имен).

В результате прошедшей в США широкой дискуссии было решено, что правительство страны не будет напрямую управлять развитием и функционированием Интернета, эти функции будут переданы сообществу, но с сохранением возможностей административного управления со стороны правительства. Отметим сразу, что за все 18 прошедших с тех пор лет, не было ни одного случая использования таких административных прав, поэтому наблюдатели единодушно подчеркивают, что суть предстоящих изменений заключается фактически лишь в юридическом закреплении уже давно работающей схемы общественного управления Интернетом.

В 1998 г. ключевые функции управления Интернетом были переданы зарегистрированной в Калифорнии международной некоммерческой организации Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN). Организационно ICANN построена таким образом, чтобы в решении всех вопросов принимали участие все заинтересованных стороны — государство, бизнес и пользователи.

С юридической точки зрения функции IANA оставались в зоне управления правительства США, которое передавало их в руки ICANN: корпорация выполняет эти функции на основании договора с Минторгом США. И хотя министерство имеет право вето на любые принимаемые решение, оно ни разу этим правом не воспользовалось.

С самого начала своей работы ICANN реализовала действующую по сию пору распределённую систему регистрации доменов, основанную на принципе свободного доступа аккредитованных регистраторов к реестрам доменных имен, что позволило сформировать конкурентный доменный рынок и существенно снизить стоимость регистрации имен (в России годовая цена составляет 600 руб. для зоны .ru и 900 руб. для зоны .com). В настоящее время насчитывается более 900 аккредитованных регистраторов (в России их несколько) в доменных зонах общего пользования, а число зарегистрированных доменов значительно превышает 270 миллионов (в зоне .ru рубеж в 5 млн. был достигнут в ноябре 2015 г.).

Хотя юридически ICANN является американской компанией, фактически она уже давно имеет международный статус. Офисы ICANN расположены в Лос-Анджелесе, Брюсселе, Сиднее и Вашингтоне, а в руководящих органах есть представители многих стран (по состоянию на 2015 г., согласно уставу ICANN, для представителей международного сообщества в совете директоров было зарезервировано 8 мест из 21).

Для функционирования Интернета в глобальном масштабе (обеспечение взаимодействия отдельных его сетей) критически важными являются корневые DNS-серверы, содержащие информацию о доменах верхнего уровня. В целях повышения производительности их число ограничено 13-ю (обозначаются латинскими буквами от А до М). Географически 10 из них размещаются в США (в основном на Западном и Восточном побережьях и примерно в равных количествах), по одному в Амстердаме, Стокгольме и Токио. Все они управляются различными организациями, действующими по согласованию с ICANN. Однако при этом у всех корневых серверов имеется по несколько зеркал, находящихся в разных странах под управлением других компаний. Таким образом, фактически в корневую зону Интернета входят более 200 серверов (три из них в России — в Москве, Новосибирске и Ростове-на-Дону).

Ключевыми и критически важными для функционирования глобального Интернета являются три основные функции IANA: администрирование файла корневой̆ зоны системы доменных имен (DNS Root Zone File), распределение ресурсов нумерации Интернета (IP-адресов и уникальных номеров Автономных Систем, или ASN) и регистрация и поддержание регистров номеров портов и параметров протоколов Интернета. Последние две задачи уже сейчас решаются без участия правительства США в форматах прямого взаимодействия ICANN с региональными интернет-регистраторами (RIR) и Инженерным советом Интернета (IETF).

Первая же функция реализуется совместно c правительством США. Функциональным оператором является ICANN, точнее — ее IANA-подразделение, которое получает, рассматривает и утверждает либо отклоняет запросы на внесение изменений в файл корневой̆ зоны DNS. Сами изменения вносит Технический менеджер, которым выступает компания Verisign. Но собственно администратором корневой зоны является Национальная администрация по телекоммуникациям и информации США (NTIA), правительственная структура Минторга, она осуществляет проверку того, насколько предполагаемые изменения соответствуют утвержденным правилам, процедурам и политикам. Именно эта схема и подлежит реформированию в рамках передачи ответственного управления функциями IANA. Правительство США слагает с себя функции администратора корневой зоны, они передают PTI, учредителем которой является ICANN. Новая некоммерческая корпорация зарегистрирована в Калифорнии, соответственно все юридические конфликты с нею будут рассматриваться в судах юрисдикции этого штата.

При этом контролирующие функции будут возложены на еще одну вновь созданную в рамках ICANN структуру — Customer Standing Committee (CSC, Постоянный комитет потребителей), которая, по сути, и заменит правительственную NTIA в новой системе управления. В состав этого комитета входят представители консультативных комитетов (AC) и организаций поддержки (SO) в рамках ICANN. Таким образом, контроль над исполнением функций IANA действительно переходит в руки представителей сообщества заинтересованных сторон и технических специалистов. Но при этом, комментируя эти изменения, ICANN и независимые наблюдатели подчеркивают, что в содержательном плане никакой революции не происходит, поскольку и ранее присутствие в старой схеме NTIA всегда было достаточно формальным: случаев, когда бы NTIA отклоняла запросы на внесение изменений в файл корневой зоны, не отмечено.

Вопрос о реформировании реализации функций IANA в плане выведения их из зоны управления правительства США встал в его современной постановке примерно три года назад и во многом под давлением международного сообщества. В марте 2014 г. правительство США выразило свою принципиальную готовность передать полностью эти функции в руки сообщества с усилением присутствия в руководстве ICANN международного представительства, обозначив конкретную дату — 30 сентября 2015 года. Однако к этому сроку все необходимые регламенты и документы не были подготовлены и согласованы, поэтому передача функций была отложена на год.

Отметим, что планы правительства США сразу же подверглись критике со стороны консервативных американских политиков, суть которой сводилась к тому, что отказ США от «контроля над Интернетом» чреват угрозой свободе слова и ведет к «захвату» глобальной сети реакционными режимами (представители Республиканской партии даже пытались провести через Конгресс закон, запрещающий такое «отказ»). В то же время ряд зарубежных стран предлагали вообще передать функции IANA под эгиду ООН. Однако принципиальная позиция США заключалась в том, что управлять критически важной инфраструктурой должны не государства (в лице той же ООН), а именно мировое сообщество — по модели мультистейкхолдеризма (multistakeholderism) с учетом интересов всех участников (интернет-сообщества, бизнеса и государств) и при гарантированном невмешательстве в эту работу какого-либо государства или группы государств.

В рамках реализации этого условия сейчас ICANN разработала ряд дополнительных механизмов, призванных снизить влияние отдельных правительств на управление Интернетом и не допустить захвата управления какими-либо политическими силами. Так, решения Правительственного консультативного комитета (GAC) будут иметь обязывающую силу только в случае, если они приняты всеми членами единогласно (при этом ни одна из категорий его членов не имеет большинства). В противном случае они могут быть отвергнуты руководством ICANN. Предусмотрена и защита на случай злоупотребления властью самим руководством корпорации. В ней создается новая структура под названием Empowered Community (EC). Она будет наделена самыми широкими полномочиями вплоть до полной смены руководства ICANN, если действия руководителей пойдут вразрез с интересами интернет-сообщества.