Следующие пять лет станут решающими для развития рынка служб управления зданиями (FM). В условиях роста уровня зрелости и «коммодитизации» услуг решающими факторами успеха в этой сфере станут инновации на основе новых бизнес-моделей, использование новых технологий, а также способность предложить новые, более сложные пути создания ценности. Внедрение технологий, таких как Интернет вещей (IoT), большие данные и новые средства подключения, позволит поставщикам услуг и их клиентам повысить эффективность. В то же время, технологии рабочих мест будущего и изменения в структуре рабочей силы откроют массу возможностей для внедрения платформ интегрированного управления рабочими местами. Число партнерств, коллабораций, слияний и поглощений (M&A) будет расти, что упростит интеграцию сервисов, обеспечение конвергенции с системами управления энергией и эффективности бизнеса, а также применение «умных» технологий и выход на мировой рынок. Успешные поставщики будут позиционировать себя в качестве консультантов по эффективности бизнеса, чтобы предлагать клиентам дополнительную ценность помимо обычного управления затратами.

Согласно данным нового исследования компании Frost & Sullivan «Будущее служб управления зданиями» (The Future of Facility Management), к 2025 г. объем этого рынка достигнет 945,11 млрд долл. США; при этом самым быстрорастущим сегментом станут интегрированные сервисы FM (IFM). В исследовании рассматриваются 8 тенденций, преобразующих рынок FM, и дается прогноз развития отрасли на ближайшие десять лет. Авторы представили прогнозы роста, свое видение будущей конкуренции, влияния технологий на этот рынок и развития бизнес-моделей, а также подробно описывают ключевые тенденции, формирующие облик данной отрасли.

«Ужесточение ценовой конкуренции, сокращающее доли рынка и прибыль, вынуждает поставщиков услуг FM сосредоточиться на сохранении и развитии отношений с существующими клиентами за счет использования технологий, — отметил Джон Распин (John Raspin), партнер Frost & Sullivan по рынкам энергетики и защиты окружающей среды. — Сервисные бизнес-модели (XaaS) позволят первопроходцам установить новые стандарты во взаимоотношениях с клиентами».

Быстрее всего будут расти рынки FM в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке, несмотря на то что Северная Америка и Европа продолжат лидировать с точки зрения инноваций. Кроме того:

  • Европа будет демонстрировать самый высокий уровень активности в плане слияний и поглощений;
  • в Северной Америке мы станем свидетелями роста эффективности и рентабельности интегрированных услуг на фоне стагнации в сфере одиночных услуг;
  • динамика рынка FM в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет определяться экономическим ростом, темпами строительства коммерческой недвижимости и развитием культуры аутсорсинга услуг. Рынки Великобритании и Скандинавии станут лидерами по оптимизации рабочих мест и повышению эффективности бизнеса, поскольку местные игроки будут внедрять инновации, чтобы преодолеть эффект «коммодитизации» FM;
  • значительный рост на Ближнем Востоке будет обусловлен активным строительством и прочными позициями мультинациональных компаний.

«Ужесточающиеся нормативные требования подтолкнут ведущие компании к передаче управления зданиями на аутсорсинг поставщикам услуг FM и фирмам, предлагающим услуги экологически устойчивой эксплуатации, — добавил Джон Распин. — В этой связи рынок FM также станет катализатором развития технологий экологически ответственного управления недвижимостью».

В целом мировая отрасль передаваемых на аутсорсинг услуг FM станет к 2025 году сложным рынком объемом почти 1 трлн долл. США; при этом на долю пакетных и интегрированных услуг будет приходиться 35% от общей выручки предприятий на этом рынке.