Gartner поделилась прогнозами развития облачного рынка на ближайшие несколько лет. Аналитики отмечают постепенное сокращение бюджетов компаний на закупки локального ПО и серверного оборудования с целью перевода своих ИТ-инфраструктур в публичные облака. Так, если в этом году на эти цели будет потрачено 114 млрд. долл., то в 2020 г. эта сумма вырастет до 216 млрд. долл. В итоге за пять лет расходы предприятий на услуги публичных сервисов составят не менее триллиона долларов.

По данным Gartner, компании ежегодно урезают расходы на поддержку собственного оборудования в среднем на 2%. Несмотря на то что на протяжении 2-3 лет эта тенденция сохранится, она пока что не оказывает решающего воздействия на глобальные ИТ-расходы: в 2020 г. они составят 3,9 трлн. долл. Gartner также определила среднегодовой темп роста ИТ-бюджетов — он составит 2% и продержится на этом уровне вплоть до 2020 г.

При этом начиная со следующего года предприятия откажутся увеличивать расходы на поддержку традиционных ИТ-инфраструктур, в то время как затраты на использование облачных сервисов продолжат расти. Исследователи резюмируют, что достижение рубежа в 1 трлн. долл. станет новой вехой в новейшей цифровой эпохе. «Рынок облачных услуг вырос и стал заметной частью в общем объеме расходов на ИТ», — сказал вице-президент Gartner Эд Андерсон.

Эксперт считает, что на пути к тому, чтобы занять четверть ИТ-расходов предприятий, облакам потребуется несколько лет. Ещё меньше времени для перехода в облако отделяет молодые компании и стартапы. Более того, перенос ИТ-сервисов и расширение их ассортимента «помогает создать новое поколение стартапов» и «взращённых в облаке провайдеров», пишет Андерсон. Тем не менее, не весь рынок будет расти пропорционально — некоторые сегменты будут опережать другие, то же касается и отдельных стран.

К примеру, сегмент IaaS в связке с его лидером Amazon Web Services ежегодно демонстрирует 30%-ный рост. На порядок меньший, но также впечатляющий рост покажут сегменты SaaS (Salesforce и др.) и PaaS (Microsoft Azure и Google AppEngine) — 17,9 и 17,8% соответственно. В то же время сегмент «бизнес-процесс как услуга» (может включать справочные сервисы, сервисы поддержки и другие формы обслуживания клиентов) будет расти гораздо медленнее — до 9% в год, говорится в отчете.

Продвижение публичных облачных сервисов на предприятия будет осуществляться следующим образом: они заменят существующие ИТ-системы, расширят или дополнят их; ИТ-службы предприятий будут разрабатывать ПО, пригодное для работы исключительно в облаке.

Ответственность при выборе облачных провайдеров во многом будет возлагаться на ИТ-службы предприятий — им предстоит определить риски, в т. ч. некоммерческого характера, а также выявить те выгоды и возможности, которые несут облачные сервисы. Перебираясь в облако, администраторам теперь вместо закупок ПО для собственных ЦОДов придётся мониторить рабочие нагрузки и управлять вычислительными кластерами облачных провайдеров.