Веб-конференсинг — это сегодня не просто одно из динамично развивающихся направлений ИТ-рынка, но и в существенной мере символ происходящих перемен в сфере средств управления контентом и поддержки групповой работы, смешения разных технологий (как традиционных, так и новых) для получения качественно нового эффекта. Решения для удаленного группового общения становятся сейчас почти обязательными для реализации современного стиля обсуждения проблем и принятия решений.

Именно такая оценка сегменту средств веб-конференсинга дается в вышедшем недавно отчете Garnter по этой тематике. В нем отмечается, что этот рынок уже вполне сформировался и находится на достаточно высоком уровне зрелости (о чем свидетельствует состав участников и структура магического квадранта — группа лидеров состоит из признанных мировых грантов), но все же тут сохраняется высокая динамика развития, что дает возможность проявить себя даже стартапам.

По мнению Gartner, сегодня технологии веб-конференсинга представлены широким спектром различных форматов общения людей в реальном времени, включая вебинары, удаленное обучение, онлайновые видео- и аудиособрания. В подходах вендров при создании соответствующий продуктов также наблюдаются различные варианты, среди которых можно выделить два основных: создание комплексных инструментов, способных решать широкий спектр задач, и разработка специализированных средств.

Для реализации продуктов применяют различные технологии — традиционные телефонные сети, VoIP, видео различного качества, асинхронные и синхронные коммуникации. Заказчики могут пользоваться и бесплатными приложениями, и дорогими многофункциональными решениями корпоративного уровня. Такие средства используются и для организации общения нескольких человек, и для онлайновых трансляций для огромных аудиторий.

Модели развертывания решений для веб-конференсинга также варьируются в широком диапазоне, Gartner выделяет следующие основные варианты:

· SaaS — ПО реализуется в системе самого вендора (или его партнера) в многоарендной архитектуре, доступ пользователей выполняется через Интернет;

· онпремис — ПО развертывается на инфраструктуре, принадлежащей заказчику и управляемой им;

· гибридная модель — комбинация SaaS- и онпремис-моделей, используемых в той или иной мере в зависимости от категории пользователей и уровня нагрузки;

· управляемые сервисы — сам продукт принадлежит заказчику, но управление им передано в ведение внешней компании;

· выделенные сервисы — комбинация SaaS и управляемых сервисов, когда сервисы находятся в ведении внешнего провайдера, но само решение развернуто на выделенных для данного заказчика аппаратных ресурсах.

По оценкам Gartner, наиболее популярным вариантом сегодня является SaaS. Эту модель сегодня предлагают все категории крупных участников этого рынка — коммуникационные сервис-провайдеры (Arkadin, AT&T, PGi, West Unified Communications Services), вендоры продуктов для унифицированных коммуникаций (Cisco, Google, IBM, Microsoft), поставщики решений для поддержки групповой работы и обучения (Blackboard), производители специализированных средств веб-конференсинга (Adobe, Citrix, LogMeIn), а также разработчики разного рода частных решений (Fuze, Vidyo, Zoom).

На рынке веб-конференсинга широко применяется модель фримиум, когда клиенты могут использовать бесплатный вариант продукта с ограничениями по функциям и по производительности, но при необходимости могут перейти к платному решению с полным набором возможностей. Такие ценовые предложения есть у 10 из 15 представленных в квадранте участников. Особо тут нужно выделить Microsoft с ее Skype и Google с Hangouts, которые для продвижения на корпоративный рынок используют популярность своих коммуникационных сервисов в потребительской сфере.

Еще одной тенденцией данного рынка является проникновение технологий веб-конференсинга в офисные средства групповой работы, социальные сети и CRM-приложения. В то же время видна продолжающаяся интеграция с универсальными платформами унифицированных коммуникаций. Трендом последнего времени является все более широкое использование мобильных устройств на базе различных моделей их корпоративного развертывания, в том числе BYOD. Несколько особняком в общем наборе веб-конференсинга стоят средства для высокомасштабируемых веб-трансляций с участием сотен и тысяч участников.