Одной из заметных тенденций развития ИТ-рынка последних лет стало появление на нем целого ряда так называемых программно-аппаратных комплексов (appliances), которые, как утверждается, могут занять существенную часть корпоративного сегмента. Одним из крупных поставщиков подобных комплексов является компания Fujitsu. C руководителем направления по продаже бизнес-решений представительства Fujitsu в России и странах СНГ Сергеем Масленковым беседует обозреватель PC Week/RE Сергей Свинарев.

PC Week: Каковы, на ваш взгляд, основные тренды, определяющие развитие отрасли ИТ на современном этапе? Почему вендоры все чаще предлагают специализированные программно-аппаратные комплексы, а не универсальные аппаратные средства?

Сергей Масленков: Я хотел бы обратить внимание на те тренды, которые мы, как международная компания, видим в России. В последнее время у большинства наших заказчиков очень сильно вырос спрос на аналитику. Причина понятна — это желание менеджеров и руководителей принимать важные решения не интуитивно, а опираясь на объективные, оцифрованные данные. Здесь очень важны как качество анализа, так и скорость его проведения. При этом объемы исходных данных очень быстро растут, что приводит только к увеличению неопределенности. Кроме того, каждый раз, когда реализуются проекты, инициированные бизнесом, рассматриваются разные сценарии внедрения ИТ. Так, например, наши заказчики уже на этапе закупки оборудования начинают оценивать альтернативные инвестиции в облачные решения, в те или иные виды аренды вычислительных мощностей.

В России многие компании, которые раньше не рассматривались как поставщики такого рода сервисов, теперь активно этим занимаются. Взять ту же SAP, построившую у нас в стране совместно с Ростелекомом облачный дата-центр, предоставляющий соответствующие услуги. И многие компании уже доверяют им свои данные и автоматизацию бизнес-процессов. Этот тренд нам нужно учитывать, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Еще одна важная тенденция — это общее усложнение ИТ. Следствием этого стал спрос на предварительно сконфигурированные и протестированные системы, учитывающие те или иные области их применения. Получая такую систему, заказчик имеет полное представление о ее основных характеристиках, таких как производительность и масштабируемость.

Если под специализированными решениями имеются в виду уникальные заказные разработки, то по нашим проектам видно, что отрасль скорее уходит от них. Все чаще решения строятся на стандартных компонентах, нередко от разных вендоров, но которые тесно интегрированы и предварительно настроены для выполнения конкретных задач.

PC Week: Насколько широк спектр программно-аппаратных комплексов, предлагаемых сегодня Fujitsu?

С. М.: В нашем прайс-листе более двадцати таких позиций, объединенных общим брендом PRIMEFLEX. Из них три связаны с бизнес-приложениями SAP, в том числе работающими на платформе HANA, а остальные ориентированы на создание виртуализированных сред VMware, Red Hat OpenStack, SharePoint, баз данных Oracle, распределенных хранилищ Hadoop, высокопроизводительных HPC-вычислений и т. д. Все они состоят из компонентов разных вендоров, но поставляются как единое решение с единой согласованной поддержкой жизненного цикла (обновления, наложения «заплаток» и пр.).

PC Week: Какова здесь главная цель: снижение расходов на внедрение и эксплуатацию за счет тесной интеграции компонентов или же оптимизация работы конкретных прикладных систем с учетом особенностей предметной области и отраслевой специфики?

С. М.: ИТ сегодня не столько обеспечивают компаниям конкурентное преимущество, сколько являются обязательным условием их существования и выживания на рынке. Поэтому на первый план выходит вопрос: сколько стоят для них ИТ и что они им дают. Дальше заказчик сам делает выбор: получать ли сервисы из облака, строить ли собственный дата-центр на универсальных компонентах, чтобы потом заниматься их настройкой и интеграцией, или положиться на предварительно сконфигурированные и настроенные комплексы с тем, чтобы сосредоточить усилия на своем основном бизнесе. Я сказал бы, что основная цель здесь — повышение эффективности использования ИТ-ресурсов (как на этапе внедрения, так и в процессе эксплуатации) и получение максимальной отдачи для бизнеса.

PC Week: Как сочетается концепция программно-аппаратных комплексов с технологиями виртуализации и облачных вычислений, где предполагается гибкое выделение ресурсов самым разным задачам, а не вполне определенным прикладным решениям?

С. М.: Мне кажется, здесь одно не исключает другого. Возьмем публичного облачного провайдера. Он предлагает заказчикам множество однотипных сервисов, которые лучше всего развертывать в рамках специализированных архитектур, оптимизированных именно для данных конкретных задач. Если же клиенту в собственном ЦОДе потребуются ресурсы для решения иных задач, они также могут быть предоставлены, поскольку наши решения базируются на стандартных компонентах. К примеру, часть ресурсов комплекса для развертывания SAP HANA при помощи технологий виртуализации может быть выделена для эксплуатации какого-то другого решения. Универсальность компонентов прежде всего обеспечивает защиту инвестиций заказчика.

PC Week: Возьмем к примеру ваш комплекс PRIMEFLEX для SAP HANA. Насколько мне известно, в портфеле Fujitsu есть очень мощные подобные серверные конфигурации с объемом ОЗУ до 12 Тб. Допускается ли гибкое и эластичное разделение их ресурсов между SAP HANA и иными приложениями, эксплуатируемыми на предприятии?

С. М.: Допускается, но с определенными ограничениями. Если технологии виртуализации не используются, то до 6 Тб физического сервера может быть выделено для HANA, а остальные серверные ресурсы заказчику позволено использовать по своему усмотрению. Если же HANA развертывается на виртуальной машине, то сегодня для продуктивной системы ей выделяется не более 1 Тб и на одном физическом сервере и не разрешается устанавливать более одной такой виртуальной машины.

PC Week: Учитывая, что Fujitsu производит только аппаратную часть, у заказчика неминуемо возникает вопрос: кто будет отвечать за сопровождение такого программно-аппаратного комплекса в целом? Ваша компания или поставщик ПО?

С. М.: Если в состав программно-аппаратного комплекса входят сложные программные решения, например, от SAP, то заказчик приобретает лицензии на них вместе с техподдержкой у компании-разработчика. Но при этом все проблемы взаимодействия программной и аппаратной подсистем вендоры решают между собой, не вовлекая в подобные дискуссии самого заказчика. Если при внедрении такой системы дополнительные настройки и функции делались партнером-консультантом, то их поддержка ляжет на него. Мы как вендор обычно обеспечиваем техподдержку только аппаратных и системных программных средств. Если же комплекс предназначен для решения более стандартных задач, например виртуализации VMware, то всю поддержку Fujitsu берет на себя.

PC Week: Есть ли примеры внедрений подобных решений Fujitsu в нашей стране? В каких отраслях спрос особенно активен?

С. М.: Да, ряд заказчиков уже внедрил решения на платформе SAP HANA, развернутой на программно-аппаратных комплексах Fujitsu. Например, один из таких проектов реализован в крупной российской розничной сети «Юлмарт». Получается, что компания, которая ведет свой бизнес онлайн, доверила нам самое ценное.

PC Week: Сегодня много внимания уделяется импортозамещению и вопросам безопасности, связанным с использованием зарубежных продуктов. Какова, с учетом данного обстоятельства, стратегия работы Fujitsu в нашей стране?

С. М.: У нас есть соглашения с российскими компаниями, которые позволяют им производить оборудование под торговой маркой Fujitsu. Одна из этих компаний — Kraftway — выпускает ПК и ноутбуки в виде доверенных систем, защищенных в соответствии с нормативной базой РФ по информационной безопасности на уровне BIOS. В случае крайней необходимости мы сможем обеспечить нужный уровень локализации в России и других видов продукции.

PC Week: Существенное падение курса рубля ставит в сложные условия как российских заказчиков, так и ваших местных партнеров. Какие меры Fujitsu планирует предпринять для их поддержки?

С. М.: Действительно, у многих отечественных заказчиков по этой причине возникли проблемы с исполнением ИТ-бюджетов, изначально запланированных в рублях. К сожалению, мы не можем фиксировать рублевые цены, но у Fujitsu есть возможность предоставлять российским заказчикам через наших финансовых партнеров выгодные условия лизинга оборудования или его долгосрочной аренды с последующим выкупом, другие виды финансовых услуг. Однако решения по таким проектам каждый раз принимаются индивидуально.

PC Week: Спасибо за беседу.