Любой бизнес планирует свои затраты, прибыль, а также рост объема данных. В большинстве случаев можно прогнозировать этот рост и понимать масштабы расширения ИТ-инфраструктуры. О большом и незапланированном росте объема данных можно говорить в случае резкого спроса на товар, например из-за модных тенденций, политики регуляторов или других неожиданно сработавших внешних факторов.

Предпосылки роста

Торговые компании — наиболее типичный пример бизнеса с резким ростом объема данных. Зачастую ритейл оказывается в этой ситуации вследствие запуска новых магазинов или выхода в онлайн. Однако, как правило, незапланированных скачков не бывает — объемы данных в ритейле рассчитываются заранее и «с запасом». В случае возникновения нештатных ситуаций (например, ухода основного конкурента или скачкообразного роста товарной категории) бывает достаточно усилить имеющиеся системы хранения данных (СХД).

В нашей практике было много проектов модернизации СХД в связи с территориальной экспансией — для ритейлеров удобнее собирать финансовую информацию и работать с бухгалтерскими документами централизованно. Малые компании сталкиваются с проблемой роста данных по мере перехода в категорию средних, когда у них появляются потребности в устойчивой инфраструктуре, дополнительных вычислительных мощностях и системах хранения. Именно здесь, на начальном этапе проектирования, важно продумать сценарии дальнейшего развития ИТ-инфраструктуры. Необходимо четко понимать, как предполагается масштабировать систему — если спланировать это с самого начала, расширение в будущем пройдет проще и обойдется дешевле.

Зачастую бизнесу нужен не столько дополнительный объем для хранения данных, сколько высокая скорость их обработки. В последние 7-10 лет значительно выросли вычислительные мощности, но скорость обработки данных в классических системах хранения особо не изменилась. К примеру, торговые компании при подготовке квартальной отчетности делают большие выборки информации по своей базе, и иногда этот процесс может занимать несколько суток.

Вопрос выбора

Определить, что расширение необходимо, довольно просто — достаточно прислушиваться к потребностям своего бизнеса. Классический «сигнал» в ритейле — когда обработка бухгалтерии, подготовка квартальной отчетности и даже оформление чеков на кассе занимает слишком много времени. Ещё один важный момент — стоимость простоя. Однажды руководство понимает, что условный час простоя обходится, к примеру, в миллион рублей, и по сравнению с этим десять миллионов за возможность свести этот фактор к минимуму или сделать бизнес непрерывным уже не кажутся слишком высокой ценой.

Важно отметить, что универсального решения при росте нагрузки на вычислительные мощности не существует. Не зная деталей, нельзя сказать, необходима ли полная замена ИТ-инфраструктуры или достаточно будет небольших капиталовложений. Выбор зависит от компании, сферы ее деятельности, потребностей, бюджета и ряда других факторов. К примеру, ритейлеры, работающие не первый год, имеют готовую ИТ-сеть и постоянные потребности в вычислительных ресурсах и СХД. Необходимо смотреть, какие системы они используют, и принимать решение в зависимости от ситуации.

Если речь идет об увеличении скорости обработки информации, эффективным инструментом являются flash-накопители. Маленькие компании могут использовать их в качестве локального кэша, либо в небольших количествах, когда объем базы относительно небольшой. Решение для крупной компании — all-flash массивы — системы хранения, полностью построенные на flash-накопителях.

Кстати, надёжность компьютерного оборудования резко снижается после пяти лет эксплуатации, что подтверждено многочисленными тестами по наработке на отказ. Если ИТ-инфраструктура компании устарела, нужно провести аудит и планировать модернизацию с поэтапным переводом устаревшего оборудования на второстепенные задачи или списание.

Вопрос выбора ИТ-продуктов в условиях роста также решается индивидуально. Как правило, у крупных заказчиков есть свои предпочтения, они используют продукты одних и тех же вендоров, знают, как их использовать и поддерживать. Кардинальная смена производителя происходит крайне редко. В условиях российской действительности это может случиться, к примеру, вследствие санкционных ограничений на поставку оборудования. Если не рассматривать фактор госрегулирования, единственная экономически обоснованная причина смены вендора — полная замена устаревшей ИТ-инфраструктуры компании.

Внедрение новых ИТ-продуктов для работы с данными или модернизация существующей системы — вопрос экономической целесообразности и каждый бизнес решает его для себя по-своему. Если решение о реализации принято, необходим комплексный подход клиента и поставщика — от оценки проблемных мест заказчика, проектирования и предложения до интеграции, поддержки и будущего развития.

Автор статьи — руководитель отдела инфраструктурных решений «Тринити».