Идеи импортозамещения в области ИТ начинают обретать конкретные формы. Сейчас в Госдуме рассматриваются два законопроекта по этому вопросу, которые, как предполагается, будут приняты до конца июня. Отечественные разработчики готовятся к тому, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями.

По словам Максима Егоров, генерального директора компании «Нанософт», выпускающей системы автоматизации проектирования, создан консорциум, в который вошли «Нанософт», «СиСофт Девелопмент», «Аскон», а также образовательные учреждения, в частности, МГТУ им. Н. Э. Баумана, и ряд заказчиков. От лица этого консорциума подана заявка в Минкомсвязи на участие в программе импортозамещения по тематике ПО для проектирования промышленных и гражданских объектов.

Максим Егоров сообщил, что министерство уже получило более 50 заявок от разработчиков на проекты по разным направлениям ИТ-импортозамещения, им в 2015–2020 гг. будет выделено финансирование на разработку конкретных технологий. Для рассмотрения заявок создано 14 рабочих групп. Предполагается, что Минкомсязи будет проводить их экспертизу с привлечением заказчиков.

Что касается законодательных инициатив, то по словам Евгении Василенко, исполнительного директора АРПП «Отечественный софт», сейчас рассматриваются два законопроекта. Первый из них, предлагающий создать реестр российского ПО, закрепив правила его формирования и ведения за правительством, внесен в Госдуму. В реестр будут включаться программы, созданные фирмами, контрольный пакет которых принадлежит россиянам или государству. Если критерии отнесения ПО к отечественному будут закреплены в федеральном законе, то обойти их будет сложнее, чем в том случае, когда они будут указаны в постановлении правительства .

Второй законопроект касается предоставления преференций российским разработчикам ПО при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. В случае приобретения иностранного аналога, государственные и муниципальные заказчики будут обязаны обосновать отказ от отечественного ПО.

Если все пойдет по плану, то уже этим летом появится некоторая нормативная база для импортозамещения в области ИТ. Однако чем все закончится, пока непонятно. Так, в сфере ПО для строительного проектирования сейчас обсуждается два подхода. Первый заключается в использовании имеющихся технологий российских разработчиков, а второй предполагает дать деньги некоей организации, которая наймет много программистов, и они за десять лет создадут что-то с нуля.

Максим Егоров считает, что в России есть свои программные платформы, способный заменить зарубежные, и привел в качестве примера линейку продуктов Model Studio CS компании «СиСофт Девелопмент», предназначенную для 3D-проектирования промышленных и гражданских объектов, в которой реализованы передовые технологии BIM и информационного моделирования.

В этой области ведущие позиции занимают зарубежные компании Aveva, Intergraph, Bentley Systems. Но, по мнению Максима Егорова, у отечественных разработок есть преимущества. Дело в том, что импортные решения слабо адаптированы к требованиям российских проектировщиков. К тому же техническая поддержка зачастую ограничена и в основном построена на сообществах пользователей, т. е., по сути, на советах дилетантов.

По словам Игоря Орельяна Урсуа, исполнительного и технического директора «СиСофт Девелопмент», компании удается найти заказчиков и без программы импортозамещения в условиях обычной рыночной конкуренции: «Это, например, предприятия „Газпрома“, институты „Транснефти“. Дело в том, что мы учитываем при разработке их требования. Мы не копируем продукты зарубежных разработчиков, так как в России другая школа проектирования. Но учимся у них и не повторяем их ошибок».

На пути импортозамещения к потребителю есть проблемы, которые отметил Максим Егоров: «Когда клиент задумывается о замещении ПО, то хочет не просто повторения функционала, а лучшего качества при более низких ценах. Патриотизм патриотизмом, но качество никто не отменял. Поэтому российским разработчикам предъявляют повышенные требования: „мы на вас перейдем, но всю душу из вас вынем“».

По словам Дмитрия Попова, заместителя генерального директора «Нанософт» по выпуску продуктов, российский рынок САПР уже сформирован: охвачены практически все ниши, которые есть за рубежом, наблюдается высокая конкуренция, так как в каждой нише работает несколько отечественных вендоров.

По оценке «Нанософт», объем российского рынка САПР до начала санкций составлял 220 млн. долл. (в ценах вендоров, т. е. без учета дохода партнеров), а мирового — 8 млрд. долл. (по оценкам западных аналитиков). Таким образом, доля нашего рынка — 2,75% от мирового, что больше, чем в целом в области ПО, где у нас 1,5% от мирового (по оценке Минкомсвязи).

Крупнейший игрок в Росcии — Audodesk с долей 35%, на втором месте — Dassault Systemes, а на всех российских поставщики САПР приходится немногим больше 20%, т. е. соотношение между отечественными и зарубежными вендорами — 1:3,5. «Мы хотим паритета, чтобы лет через пять соотношение было 50 на 50», — сказал Дмитрий Попов и добавил, что это возможно по ряду причин.

Так, у наших разработчиков есть ряд ключевых технологий, которые позволяют сделать аналоги западных, и эти технологии активно развиваются, например, в сторону 3D-печати, BIM, Big Data. Так что технологически поставленные цели достижимы.

Второй вопрос связан с финансированием, так как для развития нужны инвестиции. Российский рынок САПР жил на голодном пайке в 1990-е, начал было развиваться в 2000-е, но текущая кризисная ситуация приводит к тому, что у заказчиков стало меньше денег на покупку ПО.

Выходом из этой ситуации, по мнению Дмитрия Попова, может стать реализация идеи государства о создании консорциума разработчиков, который будет привлекать в свой состав потенциальных клиентов и инвестиции за счет частно-государственного партнерства. Это позволило бы компенсировать нехватку средств на развитие и обеспечить технологический прорыв, который необходим отечественным компаниям, чтобы потеснить западных вендоров на российском рынке САПР.

Третий вопрос — психологический. Поворот государства в сторону импортозамещения может подстегнуть потребителей, которые обычно неохотно меняют освоенное ПО. «Люди слушают маркетинговый посыл, который идет от государства, особенно в регионах, — сказал Игорь Орельяна Урсуа. — Надеюсь, что все не закончится разговорами, и мы создадим не просто местный локальный бренд, а хотя бы повторим опыт Китая, где САПР ZWCAD практически вытеснила AutoCAD с рынка».