Развитие финансовой системы в России сопровождается постоянным ростом отчетности. Если в начале 1990-х отчетности было настолько мало, что в небольшой финансовой организации ее мог сделать один человек и даже вручную, то сейчас этими вопросами занимаются большие, хорошо автоматизированные отделы. И без компьютеров данный процесс представить невозможно.

Особенно много отчетности сдают банки. Только чтобы напечатать список банковских отчетных форм, понадобится несколько страниц формата А4. И количество отчетности все время возрастает. Причем непонятно, как в такой лавине документов может разобраться Центробанк. Что он делает с этой отчетностью? Иногда кажется, что ничего. Просто складывает у себя присланные файлы.

При этом ЦБ РФ все время расширяет свои полномочия, пытаясь поставить под свой контроль все занимающиеся финансами предприятия. В том числе и некредитные финансовые организации (НФО). А собрать и обработать отчеты страховых компаний и пенсионных фондов намного сложнее, чем банков. Хотя бы потому, что их на порядок больше. Что-то надо со всем этим делать.

Как «нам реорганизовать Рабкрин»?

Первое, что кажется очевидным, не надо заставлять подотчетные организации дублировать в разных формах одну и ту же информацию. И организациям будет проще, и ЦБ. Меньше обработки — меньше ошибок. Ведь одни и те же данные в разных формах могут различаться. И какие из них считать верными? А ведь мало того, организации, заметив свою ошибку, посылают исправленную форму. И это исправление тоже должно дойти до всех заинтересованных лиц. Что в результате может еще больше запутать ситуацию.

Во-вторых, надо оптимизировать саму отчетность. Действительно ли Банку России нужна вся требуемая от подконтрольных организаций информация? Действительно ли он её обрабатывает? И не могут ли некоторые данные быть получены из данных, уже представленных самим ЦБ?

И в-третьих — попробовать унифицировать стандарт отчетной формы. Сейчас существует своя форма для каждой отчетности, и все эти отчетные формы оседают в разных подразделениях ЦБ. Представляется перспективным другой путь — организация единого хранилища, в которое будут загружаться сообщения одного формата. С действительно нужными регулятору данными. А уж отделы ЦБ, занимающиеся разного рода контролем, пусть берут нужную им информацию из этого хранилища.

Выбор формата

Сейчас большинство отчетных форм поступает в ЦБ в формате XML. Но, как считает Борис Рабинович, старший менеджер департамента консалтинга «Делойт» в СНГ, этот формат недостаточен для решения стоящих перед Банком России задач. Для их решения может быть использован формат XBRL.

В 2014 г. в ЦБ было принято решение о переходе на этот формат НФО. В начале 2015 г. в ЦБ была проведена встреча с представителями наших крупнейших банков для обсуждения возможности применения формата XBRL после внедрения его в НФО. Предложение было воспринято позитивно.

Действительно, зачем изобретать велосипед? Лучше использовать международный опыт. А XBRL — наиболее востребованный формат для подготовки цифровой отчетности в США и Западной Европе. Еще в середине 2008 г. Европарламент утвердил его для составления отчетов в пределах своей юрисдикции. В настоящий момент все страны G20 и BRICS, кроме России, уже организовали на своей территории национальные «юрисдикции» организации XBRL International, разрабатывающей и предоставляющей доступ к техническим стандартам (спецификациям) данного формата.

Кроме того, к преимуществам XBRL можно отнести отсутствие зависимости от конкретных разработчиков и иностранных государственных органов, что представляется особенно важным в условиях «войны санкций» и политики импортозамещения.

К технологическим преимуществам — разделение на технологическом уровне метаданных и данных, а также поддержку стандартными инструментами многоязычности таксономий.

Что такое формат XBRL?

XBRL (eXtensible Business Reporting Language — расширяемый язык деловой отчётности) — это основанный на XML формат передачи регулярной и финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с принципами МСФО, Basel и Solvency.

Он описывает отчетность языком базовых показателей, сгруппированных в модели данных и позволяющих получить аналитическую информацию в различных разрезах. Вот этот формат и предлагается ЦБ для стандартизации обмена деловой и финансовой информацией.

Борис Рабинович продемонстрировал материалы ЦБ, опубликованные на сайте ЦБ, согласно которым использование формата XBRL даст следующие результаты:

— устранение избыточности и дублирования отчетных данных путем построения единой системы сбора и обработки отчетности в Банке России для блока НФО на основе МСФО;

— повышение достоверности и качества отчетных данных благодаря унификации и автоматизации процессов;

— повышение прозрачности и открытости финансовой информации для всех участников рынка;

— снижение нагрузки на подотчетные организации.

В материалах также перечислены предпосылки проекта по переходу на формат XBRL:

— создание мегарегулятора на базе Банка России, унификация подходов к регулированию и надзору, упорядочивание организации и ведения бухгалтерского учета НФО, построение отчетности на основе единых принципов МСФО;

— сближение с нормами регулирования G20, дальнейшее движение в сторону МСФО, переход на признанные странами «большой двадцатки» электронные форматы отчетности, внедрение регулирования на базе стандартов Solvency II и Базель III;

— создание дорожной карты правительства РФ «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», унификация форматов обмена данными при взаимодействии государства и предпринимателей с учетом международных стандартов.

Планы Банка России

Банк России постоянно занимается вопросами форматов передачи данных. Теперь он начал работы по использованию формата XBRL. По сообщению его пресс-службы, 13 мая совет директоров признал целесообразным участие ЦБ в ассоциации XBRL International в качестве специального члена («юрисдикции»). Было отмечено, что это обеспечит доступ к базе знаний ассоциации, позволит банку определять основные направления развития формата XBRL в России, а также объединить инициативы ЦБ и других заинтересованных ведомств, участников рынка и разработчиков ПО для внедрения единого формата отчетности в стране.

На текущий момент планы и сроки внедрения формата XBRL неизвестны и наиболее вероятно будут определены в течение 2015 г.

Возможности для ИТ-компаний

Общий подход ЦБ РФ к решению проблемы контроля финансовых организаций представляется правильным. Собирать не множество отчетных форм, а данные. Ввести единые стандарты, ориентированные на международные.

Кроме того, единое хранилище отчетных данных в ЦБ позволит значительно автоматизировать процесс контроля. Не надо все время анализировать состояние финансовой организации. Достаточно выставить флажки по критичным показателям и реагировать на конкретное нарушение введенных нормативов.

Получат выгоду и предприятия. Да, до окончательной цели: одна компания — один отчет — одна форма, причем для всех, а не только разных подразделений ЦБ — еще далеко. Но шаги к ней можно только приветствовать. Тем более, что и зарубежные страны движутся в том же направлении.

Появляются новые возможности у ИТ-компаний. Ведь понадобится конвертация данных разработанных ими финансовых программных комплексов в формат XBRL. При этом возможно несколько подходов.

Самый простой — внедрение разметки данных в XBRL-формате на уровне консолидированных данных. То есть делать конвертор для уже существующей консолидированной отчетности.

Второй, более сложный, но более качественный вариант — внедрение разметки данных в XBRL-формате на уровне корпоративных систем участника рынка. То есть писать конвертор для каждой используемой на предприятии системы.

Интересен и облачный вариант, который может быть использован как в первом, так и во втором случае. Посылать данные на конвертацию в облако. И получать уже готовые данные в XBRL-формате. Неплохая идея для стартапов.

Второй вариант открывает и другие возможности. Если в программах разных разработчиков есть модуль XBRL, то не надо писать отдельные интерфейсы между ними. Они сразу начинают понимать друг друга, если есть нужная таксономия. А интеграция данных разных программных комплексов может помочь в разработке программ по оптимизации работы предприятий и создает новые возможности для разработки их внутренних систем корпоративной отчетности.