Мобильная операционная система Android, под управлением которой сегодня функционирует подавляющее большинство смартфонов и планшетов, является, пожалуй, наиболее распространенной ОС в мире. Между тем бизнес-интересы Google распространяются также на компьютеры и ноутбуки, где поисковому гиганту пока не удается достичь столь же значимого успеха. Тем не менее Google продолжает искать пути, которые позволили бы ей потеснить Microsoft на сужающемся, но всё ещё очень привлекательном рынке персональных компьютеров. Так, для поддержания интереса к Chrome OS компания Google выпустила два дорогих хромбука Pixel, а число моделей ноутбуков с этой ОС, выпускаемых другими вендорами, определяется уже десятками.

Как пишет CNet, новые устройства на Chrome OS подготовила Asus. Одно из них — Chromebit — по своим габаритам не превосходит обычный флэш-накопитель. При этом к нему через HDMI-разъем можно подключить компьютерный монитор или телевизор. Фактически это персональный компьютер на базе Chrome OS, снабженный Wi-Fi-адаптером и позволяющий просматривать интернет-страницы в браузере Chrome, принимать/отправлять почту по Gmail, смотреть видео на Youtube. Устройство поступит в продажу летом текущего года и будет стоить менее 100 долл.

В числе новинок Asus представлены также модели Chromebook Flip (в металлическом корпусе и с клавиатурой, поворачиваемой на 360 градусов) и Chromebook C201. Оба хромбука будут доступны нынешней весной через Amazon по цене 249 долл. за Chromebook Flip и 169 долл. за Chromebook C201.

Семейство устройств с Chrome OS пополнили также хромбуки других производителей: Haier Chromebook 11 и Hisense Chromebook. Оба устройства имеют дисплей с диагональю 11,6 дюйма и одинаковую цену в 149 долл., что делает их самыми доступными хромбуками на сегодняшний день. Новые устройства Hisense и Haier работают под управлением четырехъядерного ARM-процессора Rockchip 3288, основанного на 32-разрядном Cortex 17. Схожи они и по своей конфигурации: 2-Гб ОЗУ, флеш-накопитель объемом 16 Гб, два USB-порта, SD-картридер, HDMI, камера с разрешением 720р, Wi-Fi и Bluetooth. Наряду со 149-долларовой моделью компания Haier также представит версию Chromebook с более емкой (и съемной) батареей. Как сообщает CNet, обычная версия хромубка Haier способна функционировать в автономном режиме до 10 ч, а Chromebook от Hisense — 8,5 ч.

Согласно заявлению Google, в ближайшие несколько месяцев на рынке появятся еще около 10 новых моделей хромбуков. «Преследуемая нами цель заключается не просто в увеличении продаж этих продуктов, а в том, чтобы сделать компьютерные вычисления доступными для большего числа людей», — сказал вице-президент по управлению продуктами Google Цезарь Сегупта.

Хотя первый Chromebook компания Google представила в 2011 г., рыночная доля Chrome OS остается по-прежнему небольшой. По данным IDC, в 2014 г. доля устройств с этой ОС в общем объеме проданных ноутбуков составила только 3,5%. В то же время доля Windows-ноутбуков составила 86%, а моделей с OS X — 8,7%. Особое положение Chrome OS занимает на образовательном рынке США. В 2014 г. ее доля здесь достигла трети всех поставок, тогда как доля Windows составила 39%, а OS X — 32%.

У Google есть веские причины предпринимать усилия для популяризации Chrome OS, поскольку эта система может способствовать ещё большему распространению ПО и сервисов поискового гиганта, помогая аккумулировать и без того обширную базу данных о предпочтениях и привычках пользователей. Всё это позволит повысить эффективность рекламы и, соответственно, доход Google. И устройства вроде Chromebit могут сыграть в этом не последнюю роль. Как уже отмечено выше, это не просто гаджет типа Google Chromecast, предназначенный для просмотра потокового видео, а уже миниатюрный компьютер. Он компактен, его легко подключить в любом интернет-кафе по всему миру. То есть, чтобы пользоваться сервисами Google, теперь не обязательно иметь хромбук. Всё, что требуется для замены устаревшего компьютера в гостиной, — это монитор, подключение к Интернету, клавиатура и мышь. Кроме того, Chromebit можно использовать, например, в школьных лабораториях, а также в качестве тонкого клиента на предприятиях.