Linux находит все более широкое распространение в качестве встроенной ОС в области Интернета вещей (Internet of Things, IoT), однако, судя по сообщениям на конференции Embedded Linux, еще нужно решить ряд вопросов, связанных с совместимостью, безопасностью и ветвлением на уровне ядра.

Доля Linux на рынке встроенных систем растет, причем явным лидером является бесплатная общедоступная ОС Linux. Так, по оценке аналитической компании VDC Research, ее доля ежегодно растет на 16,7% и в результате увеличится с 56,2% в 2012-м до 64,7% в 2017-м. При этом сокращаются доли коммерческих вариантов Linux и проприетарных коммерческих ОС реального времени.

Аналитики отмечают, что Linux уже стала основной ОС для нового класса интернет-устройств, таких как шлюзы IoT. Они объясняют такую популярность тем, что неоднородная природа Интернета вещей подразумевает интеграцию самых различных устройств, а для этого лучше всего подходит платформа Open Source.

Не случайно в последнее время ИТ-гиганты наращивают усилия в области Linux. Так, Samsung нацеливает на IoT свою ОС Tizen, построенную на базе Linux. Panasonic открывает доступ к ряду своих разработок, связанных с Интернетом вещей.

Захватив лидирующие позиции в области IoT-шлюзов, поставщики Linux строят амбициозные планы освоения конечных узлов. Ведь Linux уже работает на микроконтроллерах, а на конференции прозвучали сообщения о разработке вариантов этой ОС размером несколько мегабайт. Например, Intel работает над создание урезанной версии Tizen, предназначенной для IoT, однако специалисты отмечают, что пока еще трудно запускать Linux на менее чем 8 Мб памяти.

Однако по мере уменьшения объема кода на первый план выходят вопросы безопасности. По мнению участников конференции, чтобы их решить, предстоит пройти длинный путь. Согласно некоторым исследованиям, сейчас почти две трети IoT-устройств имеют дыры в защите.

Второй важной проблемой становится фрагментарность кода Linux, из-за которой ОС может разделиться на несовместимые версии. По словам представителя Samsung, корпорация старается создать своего рода «федеральную магистраль», объединяющую разные вертикальные рынки. Ведь разработчикам нужно строить приложения, охватывающие разные вертикали, а для этого нужна общая инфраструктура на прикладном уровне.

Сейчас эту задачу пытаются решить несколько альянсов. Так, Samsung входит в консорциум Open Interconnect Consortium (OIC), который возглавляет Intel. C ним конкурирует организация AllSeen Alliance, создающая прикладные протоколы для взаимодействия разных ОС, которым для работы хватает всего 256 Кб памяти. По мнению некоторых экспертов, этим альянсам следовало бы объединить усилия, однако пока об этом нет и речи.

Еще одна проблема связана с фрагментацией ядра Linux, которое продолжает разветвляться. В качестве примера представитель компании Jaguar Land Rover привел автомобильную отрасль, в которой сейчас существует порядка 40 проприетарных платформ на базе Linux, причем каждая из них включает одни и те же функции, специфические для этой отрасли.

Jaguar Land Rover разработала на основе Tizen версию ОС с открытым исходным кодом, которая уже используется в автомобилях, и призывает других последовать своему примеру, подчеркивая преимущества открытого подхода. Так, благодаря Open Source автомобильный гигант сократил время выпуска на рынок новых технологий с 39 до 16 месяцев.