Темпы технологических изменений фундаментальным образом меняют нашу жизнь и работу, подталкивая компании к переосмысливанию и изобретению заново способа ведения бизнеса через программные приложения. В какой бы отрасли ни работали те или иные предприятия, они стремятся с помощью приложений добиваться конкурентных преимуществ, осваивать новые рынки, создавать новые ощущения у пользователей и новые источники выручки.

Однако перевод бизнеса на программные рельсы — непростая задача для большинства из них, особенно если их ИТ-решения несколько устарели. А многие компании в XXI веке пытаются конкурировать при помощи приложений, которые хорошо смотрелись бы в прошлом столетии.

В самом деле, около 70% бизнес-транзакций сегодня обрабатываются приложениями на COBOL. Организации все еще используют монолитные приложения, которые долго создавались и медленно меняются.

Большая часть (60–80%) ИТ-затрат направлена сегодня на поддержку бизнеса. Скорость изменений и возрастающая сложность решений пугают многие ИТ-департаменты. По некоторым оценкам, порядка пятидесяти миллиардов «вещей» будут подключены к Интернету к 2020 г., и количество партнеров и провайдеров, с которыми компании должны взаимодействовать, непрерывно растет.

Рассмотрим три стратегии в области приложений, которые могут помочь предприятиям поднять ИТ-решения на уровень потребностей бизнеса, чтобы укрепить бизнес-преимущества и позиции в конкурентной борьбе.

Перевод бизнеса на программные рельсы — непростая задача, так как многие нынешние компании вооружены приложениями из прошлого века.

Стратегия 1. «Текучие» приложения

В быстро меняющемся мире программных решений все меньше времени остаётся на сложное и длительное кодирование и создание громоздких многоуровневых систем. Что требуется — это принципиально новый, быстрый, гибкий и «текучий» способ создания программ путем быстрой сборки повторно используемых компонентов, чтобы отвечать запросам постоянно изменяющейся бизнес-среды.

Текучие приложения используют модульную архитектуру, технологии интеграции нового поколения и обязательный облачно-мобильный подход. Будучи объединенными с такими инженерными инновациями, как agile и DevOps, эти элементы могут обеспечить непрерывный процесс создания и доставки приложений, которые эволюционируют по мере изменения требований бизнеса. Здесь мы видим сдвиг от монолитных приложений в сторону мелких компонентов и сервисных модулей.

Текучие приложения требуют от компаний применения модульных архитектур и повторно используемых компонентов, которые могут быть созданы внутренним или внешним разработчиком. Новые программные платформы, в том числе типа «платформа как сервис» (PaaS), предоставляют хорошо продуманные технические архитектуры, а также стандарты, библиотеки компонентов и средства управления; это позволяет ускорить создание и конечную сборку бизнес-приложений.

Подход, ориентированный на облака и мобильность, гарантирует приложениям возможность работать и масштабироваться в облаке, а сотрудникам и клиентам — продуманный и комфортный пользовательский интерфейс.

Стратегия 2. Интеллектуальные приложения

Чтобы справиться с растущим объемом, разнообразием и сложностью данных (как внутренних, так и внешних) и при этом извлечь из них максимальную пользу для бизнеса, компаниям следует везде, где это возможно, использовать встраиваемый программный интеллект. Прорывы в аналитике, растущая мощность процессоров и инновации в области взаимодействия на естественном языке, искусственного интеллекта и когнитивных вычислений — вот пружины развития этого направления. Благодаря таким прорывам программу можно научить принимать решения с помощью правил и алгоритмов, после чего она будет развиваться и обновляться уже самостоятельно, используя невероятный потенциал машинного обучения.

Интеллектуальные приложения обеспечивают три наиболее важные возможности. Первая — интеллектуальная автоматизация. Автоматизируя рутинные задачи, интеллектуальные приложения разгружают работников, а порой и заменяют их с помощью таких технологий, как автокоррекция и робототехника. Интеллектуальная автоматизация повышает продуктивность благодаря способности делать больше работы за меньшее время и с большей точностью.

Вторая возможность — это интегрированная аналитика, позволяющая через встраивание интеллекта в ИТ и бизнес-процессы для радикального улучшения их производительности создавать системы, которые могут самостоятельно воспринимать и постигать информацию. И третья возможность — самоуправление. «Умные» приложения при помощи цифровых агентов могут быть обучены самостоятельным действиям и затем переведены на самообучение и самоуправление. Это революционным образом меняет процессы оказания услуг клиентам, управление инфраструктурой и бизнес-инновации.

Стратегия 3. Подключенные приложения

Ради увеличения выручки и защиты своих позиций на рынке компаниям придётся создавать конкурентные преимущества при помощи приложений. А это потребует всесторонней проработки вопроса их подключения. Подключенные приложения дают технические средства динамичного взаимодействия с Интернетом вещей, бизнес-партнерами и сообществами клиентов. По мере становления Интернета вещей мы будем наблюдать подключенные приложения буквально всюду (не только на традиционных устройствах типа смартфонов, планшетов и ПК, но также на станках, трубопроводах, промышленном оборудовании, автомобилях, носимых устройствах и т. д.), что преобразует традиционные продукты в гибриды по типу «продукт-сервис».

Всё это изменит принципы работы компаний, привнеся новые технологии в производственные мощности и операции, продукты и услуги. Подключенные приложения нужны также для динамичного взаимодействия с бизнес-партнерами и клиентами в сегодняшнем цифровом и сетевом мире.

Правильно спроектированная и управляемая экосистема преумножает резервы всех ее участников, позволяя достичь функционала и возможностей для заработка, которые раньше были недосягаемы. Эти три новые стратегии в области приложений зависят, в частности, от перехода к совершенно новой модели в разработке всего спектра программ — начиная от заказных приложений и заканчивая ERP-системами, — а также от использования модели SaaS (программы как сервиса). Многим компаниям существующая модель предоставления ИТ-услуг уже не подходит ввиду значительно возросших скоростей развития бизнеса. ИТ-службы должны быть готовы определять и исполнять бизнес-стратегию через программное обеспечение. В свою очередь бизнес, если он хочет играть большую роль в создании программ, должен стараться достичь более глубокого понимания технологий и видения их перспектив. Необходимо, чтобы ИТ-службы и бизнес-руководители совместно управляли инновациями и строили стратегические планы. Им следует понять, как программное обеспечение может способствовать ускорению роста бизнеса, формированию новых рынков и привлечению новых клиентов. Кроме того, эти «две головы» должны работать совместно над внедрением новых бизнес-решений. Когда долгосрочные конкурентные преимущества зависят от программного обеспечения, уже недостаточно быть «быстрым последователем» — нужно стать лидером.

Вы к этому готовы?