16 сентября IBM запустила Watson Analytics — новый облачный сервис, использующий мощь технологии когнитивного компьютинга IBM Watson и аналитические возможности Голубого гиганта и предоставляющий их бизнес-пользователям.

В течение 30 дней Watson Analytics будет доступен пользователям для бета-тестирования, а с ноября 2014 г. — всем бизнес-клиентам IBM в версии фримиум (базовые возможности — бесплатно, дополнительные функции — за плату), сообщил в интервью вице-президент подразделения IBM Business Analytics Эрик Солл. IBM намеревается также сделать сервисы Watson Analytics доступными через IBM Bluemix, чтобы разработчики и независимые поставщики софта (ISV) могли использовать их возможности в своих приложениях.

В ходе прошедшего в Нью-Йорке и посвященного выпуску нового продукта мероприятия представители IBM заявили, что Watson Analytics, возможно, является важнейшим аналитическим продуктом корпорации за целое десятилетие. Watson Analytics представляет собой когнитивный сервис на базе естественного языка, который предоставит постоянный доступ к предсказательным и визуальным аналитическим инструментам для компаний, сказал Солл.

«Люди понимают истинную ценность использования аналитики данных для принятия более обоснованных решений, — подчеркивает Солл. — Данные получить трудно, а большинство аналитических инструментов требуют определенного уровня знаний. Трудно решить, с чего начать. Большинству людей приходится полагаться на эксперта, будь то специалист по данным или какой-то другой специалист».

Новый облачный сервис IBM Watson Analytics, ставший наиболее значимым достижением IBM в области анализа данных за последнее десятилетие, предоставляет бизнес-пользователям возможности предсказательной аналитики.

Действительно, как утверждают аналитики, лишь немногие участники бизнеса используют сегодня мощные аналитические инструменты в процессе принятия решений. Watson Analytics призван сделать сложную и предсказательную аналитику легкой для доступа и использования каждым.

«Подход Watson Analytics — это подход с позиций участника бизнеса», — считает Солл.

Первый релиз Watson Analytics будет включать фримиум-версию сервиса, предназначенную для настольных ПК и мобильных устройств. Watson Analytics предоставляет полный спектр самообслуживающейся аналитики, включая простые в использовании сервисы доступа к данным, уточнения данных и хранилища данных, которые упрощают бизнес-пользователям получение и подготовку данных (помимо простых таблиц) для анализа и визуализации, на основе которых можно предпринимать действия.

«Мы планируем сделать версию фримиум весьма функционально насыщенной, поскольку хотим, чтобы у людей был доступ к механизму ее работы, — сказал Солл. — Мы хотим передать ее в ваши руки, потому что считаем: если вы увидите, как она работает, то найдете миллион способов для ее применения».

По словам Солла, Watson Analytics активно использует движок IBM SPSS Analytic Catalyst, когнитивную технологию Watson, разработанные в IBM технологии организации сотрудничества и визуализации.

Более того, IBM Watson Analytics использует естественный язык, чтобы облегчить взаимодействие с мощной предсказательной аналитикой и понимать важнейшие вопросы. Вроде таких: каковы основные факторы продаж моего продукта? какие выгоды больше всего способствуют удержанию сотрудников? какие сделки будут скорее всего заключены? И в отличие от аналитических продуктов, предназначенных главным образом для специалистов по данным и аналитиков, ориентирующихся преимущественно на визуализацию, IBM Watson Analytics автоматизирует, например, подготовку данных, предсказательный анализ и визуальную демонстрацию для специалистов по всем бизнес-направлениям, в которых интенсивно используются данные, — таким как маркетинг, продажи, текущие операции, финансы и человеческие ресурсы.

Watson Analytics обеспечивает единообразную работу, сочетающую полный набор корпоративных данных для самообслуживания и аналитические возможности в облаке. Специалисты по бизнесу формулируют свою проблему, и Watson Analytics помогает им собрать данные, очистить и уточнить их, разобраться в данных, предсказать последствия, визуализировать результаты, сгенерировать отчеты или приборные доски и организовать совместную работу.

Сервис предсказательной аналитики автоматически выявляет наиболее релевантные факты и обнаруживает неизвестные модели и взаимосвязи. В ходе этого процесса возникают новые вопросы и лучшее понимание происходящего, в результате чего привлекается внимание пользователей к наиболее важным переменным или элементам бизнеса.

А благодаря использованию естественного языка Watson Analytics говорит на языке бизнеса и людей, позволяя пользователям просто ввести с клавиатуры, что они хотели бы видеть. Watson Analytics выдает результаты, которые объясняют, почему что-то происходит и что, вероятно, произойдет, в привычных терминах бизнеса. А когда специалисты по бизнесу изучают результаты, они могут постоянно уточнять вопросы, чтобы добраться до существа дела.

«Watson Analytics призван помочь всем, кто занимается бизнесом, от разъездных торговых агентов до генеральных директоров компаний, видеть модели и изучать любые идеи, — заявил старший вице-президент подразделения IBM Information and Analytics Group Боб Пиччиано. — Мы устранили барьер между ответами, которые они ищут, аналитикой, которую они хотят провести, и данными в той форме, в какой они им нужны. Сочетание аналитических способностей Watson, расширяющих человеческие знания, с огромным потенциалом больших данных и характерной для облаков доставкой информации на ПК, смартфоны и прочие устройства носит революционный характер».

По утверждению IBM, большинство аналитических продуктов предполагает, что у пользователей готовы данные для анализа, имеется четкое представление о характере необходимого анализа, есть навыки и время для создания модели для анализа. Однако у большинства бизнес-пользователей ничего этого нет. Подготовка и загрузка данных могут занять более 60% времени, отведенного на аналитический проект. Затем бизнес-пользователи могут ломать голову, какой анализ необходим в данном случае и как представить его результаты в виде отчета или диаграммы. Watson Analytics автоматизирует эти шаги, ускоряя получение пользователями ответов, которые они ищут, заявила IBM.

«Мы рассматриваем Watson Analytics как сервис для мотивированного пользователя, стремящегося провести анализ, — говорит Солл. — И данная мотивация основывается на технологии, которую мы используем в личной жизни, где мы можем очень быстро найти ответ на любой вопрос. Но это не всегда возможно на работе. И это то, что обеспечивает Watson Analytics. Это новая установка для сотрудников компаний: больше полагаться на собственные силы».

Организации передают свои данные сервису, который автоматически начинает искать релевантную информацию о данных, сказал Солл. «Мы сделаем доступными данные как из внешних, так и из внутренних источников, — уточнил он. — А в крупных компаниях ИТ-подразделение может создать пользующиеся доверием источники данных и сделать их доступными для пользователей Watson Analytics».

Watson Analytics обеспечивает унифицированную аналитику и работу с данными в облаке. Как и другие облачные решения IBM, этот сервис будет размещен на SoftLayer и доступен через IBM Cloud Marketplace.