Стереотипы (и не только те, что связаны с аутсорсингом) чаще базируются на обычных предрассудках, а не на фактах. Например, почему-то считается, что со всеми подростками сложно найти общий язык, что они бунтовщики и склонны к саморазрушению. Этот стереотип появился потому, что какая-то пакость одного единственного тинэйджера стала достоянием всей общественности, в то время как толпы «тимуровцев», переводящие бабушек через дорогу, остаются в тени. То же самое происходит и в аутсорсинге, причем от некоторых предрассудков волосы встают дыбом. Вот несколько примеров.

Стереотип 1: ИТ-аутсорсинг — это дешево

Этот миф сформировался, когда стоимость проекта, отданного на аутсорс, сравнивалась со стоимостью обычного проекта. Но тогда не учитывались все факторы, сопутствующие привлечению на работу офшорной команды. К примеру, ставка офшорного специалиста сравнивается «в лоб» со ставкой собственного сотрудника (которая уже включает в себя дополнительные расходы на найм, развитие, а также накладные расходы компании и т. д.).

Работа с новым специалистом требует внедрения его в рабочий процесс и команду с устоявшимися правилами и законами, а также документирование всех процессов для обеих сторон. И любое изменение повлечет за собой повторение цикла разработки, по крайней мере какой-то его части. Это дополнительные затраты для клиента, которые следует учитывать с самого начала.

На самом деле, аутсорсинг не сильно дешевле сам по себе, но он более эффективен в перспективе. В вашем распоряжении оказывается команда профессионалов. Если вам внезапно потребуется нанять дополнительного дизайнера, будет проще пригласить ещё одного офшорного специалиста в команду, с которой он уже работал на других проектах, чем нанять собственного и обучать его с нуля — последнее займет больше времени и будет стоить дороже.

Стереотип 2: вы можете поручить всю работу офшорной команде и отправиться отдыхать на Ямайку

Из-за того, что офшорная команда — это «кто-то там где-то далеко», иногда появляется соблазн отстраниться от проекта на некоторое время и ожидать, что все случится само собой, как по волшебству.

В реальности оказывается, что клиент и аутсорсер в одной лодке — любой проект нуждается в постоянном взаимодействии. Планы и гарантии офшорных специалистов базируются на анализе и оценках проекта, обязанность следить и подтверждать которые лежит на клиенте. Проблемы должны решаться вместе, как и смягчение возможных рисков с обеих сторон. Совместная ответственность — единственный путь к успеху.

Стереотип 3: ИТ-аутсорсинг решит все ваши проблемы

Иногда хочется верить, что можно убить всех зайцев одним выстрелом, просто наняв офшорную команду, в которой найдется специалист любого профиля. Правда, очень часто клиент не упоминает этого вслух, считая, что стоит попасть в одного зайца и все остальные упадут замертво.

Следует помнить, что офшорный проект — это дуэт равноправных партнеров, выгодный для обеих сторон. Отношения между командой и клиентом должны быть открытыми и доверительными. Цели — всем ясны и понятны, как, собственно, и планы по их достижению, исходя из которых выбирается тип сотрудничества. А из-за того, что рынок постоянно изменяется, финансовые аспекты, ровно как и необходимость достижения каких-либо целей проекта также должны быть впоследствии пересмотрены.

Я надеюсь, вы сможете избежать в своей работе ловушек, расставляемых стереотипами и мифами. Как мы говорим в Беларуси: «У умной головы сто рук». Если вы грамотно спланируете свой проект, у вас будет команда неравнодушных профессионалов, работающих для достижения вашей мечты.

Автор статьи — генеральный директор компании Itransition.