Одной из главных тем первого Московского ID-форума стала практика внедрения технологии радиочастотной идентификации RFID (Radio Frequency IDentification) в розничной торговле.

В нашей стране решения на базе RFID востребованы и используются в различных секторах экономики и хозяйственных сегментах — транспорте, животноводстве, складском учете, контроле физического доступа и др. Однако сегодня возможности и эффективность их применения наиболее активно рассматриваются в розничной торговле.

По оценкам руководителя отдела внедрения отраслевых RFID-систем компании “АйТиПроект” Сергея Шелкового, сегмент ритейла сложнее упомянутых выше, где технология RFID уже завоевала популярность и продемонстрировала хороший спрос. Запросы от розничной торговли на RFID начали поступать относительно недавно, примерно полтора года — год назад. Он пояснил, что специфика розничной торговли создает немало неочевидных с первого взгляда сложностей внедрения RFID, обусловленных, в первую очередь, широким спектром подлежащих контролю объектов (товаров) с резко отличающимися физическими свойствами, оказывающими влияние на применение технологии.

Модератор конференции, руководитель проекта ID Expert Елена Астафьева обратила внимание на то, что, несмотря на наработанную к настоящему времени в странах с развитой экономикой и консолидированную в примерах лучших проектов обширную практику успешных внедрений этой технологии в ритейле, в нашей стране есть примеры с отрицательными результатами пилотных исследований возможностей использования RFID-решений в т. н. модном ритейле — особенно успешном за рубежом в части использования этой технологии.

Одним из таких примеров поделился старший аналитик торгового дома “ЦентрОбувь” Дмитрий Моряков. Результаты пилотного проекта, проведенного в сети магазинов “ЦентрОбувь”, показали, с одной стороны, высокую эффективность технологии в нынешнем ее состоянии (например, процессы инвентаризации товара ускорились в 5—6 раз). Однако с другой стороны, испытания показали, как он полагает, полную экономическую несостоятельность маркировки товара на стороне ритейлера, что означает обязательный перенос этого процесса на сторону поставщика. И самое главное — пилот выявил необходимость инфраструктурных изменений в торговом доме: развертывание сети Wi-Fi, построение ЦОДа, обеспечение качественных каналов связи к каждому магазину, а также важность строгого подхода к выбору варианта промышленного решения, чтобы минимизировать кастомизацию под ИКТ-инфраструктуру ритейлера.

По подсчетам г-на Морякова, для торгового дома “ЦентрОбувь” стоимость изменений в инфраструктуре и информационных системах при нынешнем их состоянии многократно превышает стоимость собственно RFID-компонента. По результатам пилота было принято решение о нецелесообразности внедрения в настоящее время RFID-решения и приоритете вложения ресурсов в улучшение инфраструктуры.

Генеральный директор компании “ЭРФИД” Эльдара Вагапова считает, что опыт пилота в “ЦентрОбуви” следует признать непоказательным даже для российского рынка RFID, не говоря уже о рынках Западной и Северной Европы (от которых Россия заметно отстает). По его оценкам, сроки окупаемости среднестатистического RFID-проекта в России не превышают девяти месяцев, хотя при своевременном внедрении можно добиться и лучших показателей: в практике его компании был проект со сроком окупаемости менее месяца.

Чтобы вписаться в эти показатели, г-н Вагапов рекомендует строже подходить к выбору партнеров по внедрению RFID-решения — консультантов и интеграторов, к оценке их квалификации. В противном случае можно получить внедрение, которое вообще никогда себя не окупит. К проекту должна быть готова не только ИКТ-инфраструктура, но и бизнес заказчика — нужно понимать, как он будет распоряжаться дополнительными возможностями, полученными от технологии.

Необоснованными Эльдар Вагапов считает упования Дмитрия Морякова на активные RFID-метки, с удешевлением которых (наряду с упомянутыми выше изменениями) г-н Моряков связывает возвращение его компании к рассмотрению возможности внедрения технологии RFID, поскольку, как он полагает, с их техническими характеристиками “ЦентрОбувь” сможет вписать RFID-техологию даже в нынешнюю ИТК-инфраструктуру, изменив ее не более чем на 10%. Активные метки, заметил г-н Вагапов, во-первых, есть и будут дороже пассивных, во-вторых, они выдвигают свои требования к архитектуре решения, и не во всех задачах столь же эффективны, как пассивные (например, в задачах считывания данных с больших массивов меток).