В настоящее время электронное взаимодействие между регулирующими органами и организациями совершенствуется не только вследствие отказа от бумажных документов, но и благодаря расширению рамок этого взаимодействия, в результате которого развивается сама инфраструктура предоставления разных видов и категорий отчетных документов в электронном виде.

Постановлением Правительства РФ № 209 от 19.03.2014 г. утверждено Положение “О представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям”.

Настоящее Положение регулирует порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) информации и документов организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, обозначенными в ст. 5 закона 115-ФЗ от 07.08.2001 г., а также для направления Росфинмониторингом запросов, предусмотренных настоящим федеральным законом.

Как пояснили в пресс-службе Росфинмониторинга, выход этого Постановления в первую очередь связан с необходимостью приведения подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с последними изменениями, внесенными в законодательство РФ о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ): а именно в закон № 134-ФЗ от 28.06.2013 г. “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям”.

Принятый закон расширил круг субъектов, участвующих в российской системе ПОД/ФТ. Кроме того, на них были возложены новые обязанности, в частности, по идентификации бенефициарных владельцев, по замораживанию денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (соответствующий перечень ведется Росфинмониторингом). В этой связи потребовалось пересмотреть порядок представления информации и направления запросов Росфинмониторинга.

В Положении значится информация, которую организации и индивидуальные предприниматели должны предоставлять в Росфинмониторинг, сроки и форма ее предоставления. Так, информация, указанная в п. 3 и 6 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе.

Кроме того, данная информация может быть представлена через инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 451 от 8 июня 2011 г. А также посредством иной государственной инфраструктуры при условии обеспечения надлежащего уровня защиты передаваемой информации, определяемого Росфинмониторингом.

Как сообщили в пресс-службе ведомства, переход на электронное взаимодействие с субъектами российской системы ПОД/ФТ направлен на оптимизацию процессов обработки поступающей информации, в том числе сокращение времени обработки, совершенствование логического контроля и исправления имеющихся ошибок. Такая система существенно упрощает действующий ранее порядок. Для этого организации или индивидуальному предпринимателю достаточно зарегистрироваться в специальном разделе официального сайта Росфинмониторинга и в дальнейшем всю необходимую информацию направлять через Интернет, используя полученные идентификационные реквизиты.

“Понять стремление регуляторов перейти на электронное взаимодействие с подконтрольными организациями можно. Во-первых, это серьезно упрощает работу сотрудников контролирующих органов. А во сколько раз увеличилась эффективность аналитических подразделений, которые теперь не ищут информацию в кипах бумаг, а сортируют и обобщают в электронном виде, и посчитать невозможно. Также немаловажную роль играет фактор времени: ведь передача документов по электронным каналам не просто значительно быстрее, но исключает человеческий фактор (неразборчивая надпись, утеря документов, их отдельных листов и т. д.), а также позволяет контролировать процессы сбора документов и ответов на запросы онлайн”, — считает независимый эксперт Павел Плотников.

Схожее мнение высказывает и Наталья Храмцовская, ведущий эксперт по управлению документацией компании ЭОС: “Электронное взаимодействие активнее всего внедряется там, где речь идёт о деньгах, поскольку оно позволяет очень существенно ускорить деловые процессы (а многие виды работ с информацией в бумажном варианте вообще невозможны). Электронная отчетность позволяет жестче и оперативнее контролировать деловую деятельность коммерческих организаций”.

Кредитные организации представляют в Росфинмониторинг информацию в порядке, установленном Центральным банком РФ, отдельные ее виды представляются в ЦБ РФ по согласованию с ведомством. Напомним, что согласно Указанию Банка России № 3198-У от 28.02.2014, которым были внесены изменения в одноименный документ от 12.11.2009 г. № 2332-У, отчетная информация кредитными организациями предоставляется в электронном виде, т. е. электронное взаимодействие осуществляется не первый год, следовательно, опыт электронного взаимодействия уже наработан.

По мнению Натальи Храмцовской, для кредитных организаций работа в электронной среде — давно уже реальность, особенно в плане ведения ими своей основной деятельности. “Они, однако, не могут пока перейти полностью на электронный документооборот, так как не все их клиенты (в первую очередь, физические лица) к этому готовы. Но требование о предоставлении отчетности в электронном виде, с моей точки зрения, непосредственного влияния на развитие электронного документооборота не оказывает”, — считает она.

Г-н Плотников полагает, что подобные инициативы помогают организациям, так как сокращение бумажных потоков, унификация и стандартизация электронных форм, а также использование электронной подписи для взаимодействия и с госорганами, и с контрагентами в недалекой перспективе помогут повысить эффективность их работы.

Согласно настоящему Положению направляемая в электронной форме информация (п. 3 и 6) подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), что, в общем, логично, учитывая важность, конфиденциальность предоставляемой документации и требования к защите финансовой информации.

“Во всем мире при ведении деловой деятельности бизнес предпочитает использовать простую электронную подпись. А вот при сдаче отчетности использование УКЭП разумно. Контролирующие органы, устанавливая порядок электронного взаимодействия, в подавляющем большинстве случаев требуют использовать именно ее”, — комментирует Наталья Храмцовская.

Правда, здесь, по ее мнению, есть одно “но”: “Некоторые контролирующие органы требуют наличия в сертификате подписи нужных им сведений и не всякие УКЭП принимают. Чисто российский парадокс заключается в том, однако, что у нас сертификаты ключей для создания УКЭП могут выдавать около 400 удостоверяющих центров — больше, чем в остальной части Вселенной, и доверие к УКЭП из-за этого сильно подорвано. Именно поэтому в корпоративной среде возрос интерес к применению неквалифицированных подписей, сертификаты которых выдаются одним или несколькими доверенными удостоверяющими центрами”.

Применение неквалифицированной электронной подписи и простой ЭП по сравнению с УКЭП, безусловно, проще и дешевле в практической деятельности организаций. “Использование УКЭП — сложно и дорого, если обеспечивать ею всех участников бизнес-процессов в организации. Пожалуй, исключением является ряд государственных организаций, где в регламентах прописана процедура утверждения/подписания внутренних пакетов документов. То есть они вынуждены пользоваться УЭКП, но все же стремятся минимизировать затраты при внедрении новой технологии, — считает г-н Плотников, — Таким образом, можно констатировать, что новые инициативы государства направлены прежде всего на облегчение работы самих государственных органов”.