Внедрение информационных технологий в российскую систему высшего образования продолжается уже много лет. Но это — процесс долгий, сложный и, главное, непрерывный. О том, с какими проблемами приходится сталкиваться вузам на этом пути, и о способах их решения научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной рассказывает Алексей Гостин, директор Центра новых информационных технологий Рязанского государственного радиотехнического университета (РГРТУ).

PC Week: Как сейчас обстоят дела с ИТ в РГРТУ?

Алексей Гостин: ИТ-инфраструктура в РГРТУ представлена серверным узлом, волоконно-оптической сетью, объединяющей более 2000 компьютеров в трех учебных корпусах, бизнес инкубаторе, бассейне. Внедрено около 20 информационных систем, некоторые из них разработаны нашим Центром. В общем, для технического университета это неплохо. Но с точки зрения развития ИТ-инфраструктуры ситуация в РГРТУ оставляет желать лучшего, потому что для внедрения каких-то крупных проектов требуются значительные инвестиции. А поскольку ИТ в образовании у нас финансируется по остаточному принципу, то нам еще предстоит много работы.

PC Week: Уже не первый год государство проводит политику укрупнения вузов. Как это отражается на внедрении ИТ?

A. Г.: Думаю, что не лучшим образом, так как в результате ломается существующая ИТ-инфраструктура, а для создания новой требуется время и соответствующие ресурсы. Наш вуз пока этот процесс не затронул, но я регулярно общаюсь с коллегами из других университетов. Нужно понимать, что решения об укрупнении университетов часто принимаются не от хорошей жизни, а для оптимизации издержек. Например, в отдельном регионе есть два крупных университета, один из них технический, другой классический. Предположим, что потребность данного региона в специалистах упала, и Минобразование приняло решение объединить эти два университета в один.

А для того, чтобы в таком укрупненном университете организовать новую ИТ-инфраструктуру, естественно, требуются значительные ресурсы: специалисты, финансы и т. д. Но при объединении финансирование вуза сокращается, ужесточается контроль над расходами. Поэтому такая «оптимизация» не всегда получается успешной.

PC Week: Из-за недостатка финансирования?

A. Г.: Да, это — первая причина. Вторая в том, что, как правило, в каждом университете есть своя ИТ-служба. После объединения эти функции начинает выполнять одна из них, либо эти службы объединяют. В результате часто получается неразбериха, потому что люди еще не знают своих функций, и процессы по-новому не работают.

Ведь оптимизация — это долгий процесс. Нужно какое-то время, чтобы определить функции и задачи новой ИТ-инфраструктуры, потом реализовать их, и тогда уже можно говорить о внедрении новых ИТ-решений. А сейчас пока приходится существующую структуру ломать и строить новую. Это всегда затратно.

PC Week: Помогают ли решить проблему недостаточного финансирования государственные целевые программы по развитию образования?

А. Г.: Целевые программы на то и целевые, что они направлены на конкретные цели. А для внедрения и развития ИТ в образовании должна быть отдельная комплексная программа. Ведь что такое ИТ? Это — сетевая инфраструктура, телекоммуникации, компьютерный парк и ПО. Вся эта техника устаревает, и ее в среднем раз в пять лет нужно обновлять. Если мы в рамках какой-то целевой программы получили финансирование и что-то закупили, например, сервер, то лет пять он будет работать, а потом надо опять вкладывать деньги. А у нас в РГРТУ часто бывает, что текущее оборудование выходит из строя и его нечем заменить, например, в прошлом году вышел из строя кондиционер в серверной, и из-за этого пришлось отключать серверы. Поэтому если мы хотим, чтобы у нас высшая школа была на мировом уровне, то должно быть очень серьезное финансирование именно ИТ-сферы.

PC Week: А что мы имеем на практике?

А. Г.: К сожалению, мы имеем финансирование ИТ-инфраструктуры по остаточному принципу. Да и оно постоянно сокращается. В соответствии с майскими указами президента, в вузах преподавателям должны повысить зарплату. Но за счет чего? Так, чтобы выполнить показатели, установленные министерством, выйти на среднюю зарплату преподавателей по региону, руководство нашего вуза с сентября сократило базовое финансирование нашего Центра на 50%. Средства из одного дырявого кармана перекладываются в другой. И получается, что мы сажаем своих айтишников на минимальный бюджет и за счет этого платим надбавки преподавателям.

PC Week: Но как же можно внедрять ИТ без айтишников?

А. Г.: В нашем центре НИТ при РГРТУ мы стараемся удержать выпускников. Ведь из всего выпуска в университете остаются лучшие, они занимаются научной работой, учатся в аспирантуре, пишут диссертации. На этих ребят у нас вся надежда. Естественно, стоит им только выйти за пределы вуза, они сразу получат зарплату в два-три раза больше. Отсюда — проблема текучки кадров, которая сильно затрудняет внедрение ИТ в вузах.

PC Week: Какие еще есть проблемы?

А. Г.: К сожалению, отсутствует гибкое ПО, позволяющее решить задачи автоматизации вуза. На рынке есть коробочные продукты, например такие, как «1С:Университет», но из-за организационных различий между учебными заведениями их нужно серьезно дорабатывать под конкретные бизнес-процессы вуза.

С самописными системами проблемы возникают из-за текучки кадров. Например, наши ребята разработали очень неплохой модуль для приемной комиссии на Java, который проработал несколько лет, но потом пошла чехарда изменений и каждый год его приходилось переписывать. А когда разработчики ушли, система умерла. Также для сетевых самописных систем возникает сложность при реализации требований к хранению и обработке персональных данных в соответствии с 152-ФЗ. Такое ПО должно быть сертифицировано ФСТЭК. Поэтому здесь остается один выход — защищать базу данных, а роли пользователей привязывать к контроллеру домена, что совсем неудобно с точки зрения программной реализации при использовании связки Apache + PHP + MySQL или PostgreSQL на Linux CentOS.

Постоянные изменения происходят и в процессах управления университетом, формирования отчетности, так как Минобрнауки все время добавляет новые отчеты по самым разным показателям. Но инструменты для автоматизированного сбора такой статистики отсутствуют. С этой проблемой сталкивается каждый вуз, и каждый вынужден сам искать пути ее решения.

PC Week: А помимо требований к вузам Минобрнауки хоть какую-нибудь поддержку оказывает с точки зрения информатизации высшего образования?

А. Г.: В последнее время министерство предоставляет некоторые инструменты, но этого мало. Если бы бизнес-процессы вузов были прописаны и регламентированы, тогда появились бы единые правила, и стало бы проще разрабатывать и внедрять ИТ-системы.

Ведь для такого внедрения, во-первых, нужны средства, причем не только деньги. Необходимы людские ресурсы. Должен быть грамотный постановщик задачи, который будет потом использовать создаваемую систему. Он должен четко знать, что он хочет, понимать, как эта система будет работать хотя бы в общих чертах, и уметь изложить это в терминах ИТ. В противном случае сложно спроектировать такую систему.

Второй момент ― это унификация бизнес-процессов в вузе. Ведь если ИТ-решение разрабатывается не для одного вуза, а для всей отрасли, то хорошо, чтобы министерство непосредственно участвовало в этом. Но у нас зачастую хотят, чтобы все само получилось и развивалось, чтобы пришла какая-нибудь фирма и всё автоматизировала. Однако я считаю, что необходимо взаимодействие всех сторон, включая министерство.

PC Week: Насколько известно, важную роль для успеха проекта автоматизации играет поддержка высшего руководства. Вузы не являются исключением из этого правила?

А. Г.: Конечно. Первое лицо должно понимать, что автоматизация — очень важная сфера, на которую нужно выделять деньги и которую надо контролировать. Наш центр может разработать систему, но этого мало. Нужно, чтобы руководство продвинуло это решение и всячески содействовало внедрению системы.

PC Week: А иначе его никто использовать не будет?

А. Г.: Скажем так, один отдел будет, а другой не будет. Нужно, чтобы руководство не только дало добро, но и издало приказ о внедрении данной системы и о том, кто несет ответственность, кто будет сопровождать, кто будет вводить данные, кто — отвечать на вопросы, а кто — дорабатывать. Все это должно быть обязательно регламентировано, а также строго контролироваться руководством, если мы хотим, чтобы новый процесс заработал.

PC Week: Как у вас обстоят дела с облачными, мобильными и социальными технологиями, которые сейчас выходят на передний край ИТ-отрасли?

А. Г.: С точки зрения развития мобильных технологий у нас в университете уже несколько лет работают Wi-Fi точки. Поэтому теперь, с появлением смартфонов, планшетов, нетбуков и т. д., у студентов есть возможность доступа к Интернету и корпоративным информационным ресурсам повсеместно на территории вуза.

С облачными технологиями дело обстоит сложнее, потому что для этого требуется производительное и дорогое оборудование. Пока что мы реализовали сервис виртуальных машин, когда один компьютер обслуживает несколько подразделений. Такой сервис очень эффективен для обучения, потому что благодаря этому сервису студентам можно практически показать, как работают разные операционные системы. Но полноценной облачной платформы в РГРТУ по-прежнему нет, хотя этот вопрос неоднократно поднимался перед руководством университета. Внедрение облачных технологий в вузе выгодно и перспективно.

Что касается развития социальных сетей, то наш Центр разработал социальную сеть для ведения электронного портфолио 4portfolio.ru. В настоящее время этот ресурс используется в учебном процессе, но его можно также использовать для формирования портфолио выпускника. Ведь в настоящее время любой работодатель оценивает кандидата по его умениям, навыкам и компетенциям. Но заочно оценивать сложно, а с помощью этой сети человек может сообщить, какие у него есть компетенции, какие дополнительные курсы он закончил.

PC Week: Эти услуги бесплатные?

А. Г.: Для наших студентов и преподавателей — да. Но если какая-нибудь организация, например другой университет, захочет поучаствовать в этом проекте, то он может заключить договор и получить доступ к услугам за небольшую плату; при этом преподаватели университетов сами будут владеть всем процессом, т. е. формировать контингент учащихся, которые смогут выкладывать свои портфолио, администрировать контент и т. д. Электронное портфолио также эффективно использовать при дистанционном обучении.

PC Week: Уже не первый год идут разговоры про взаимодействие между образованием, наукой и бизнесом. Как сейчас обстоят дела? Есть ли сдвиги?

А. Г.: Здесь в этом плане пока еще много работы. Мы все помним советскую модель, подразумевающую распределение выпускников. Тогда было четко понятно, какие услуги оказываются, кто за это платит, как происходит взаимодействие. При кафедрах были отделы, занимавшиеся непосредственно научными разработками, которые заказывались предприятиями и там внедрялись.

Эта старая система сломана, а новая пока еще не построена. Но шаги в данном направлении уже делаются. В РГРТУ построен и введен в действие бизнес-инкубатор. Несколько лет назад вузам разрешили предпринимательство за счет создания малых инновационных предприятий. В нашем регионе в рамках областного министерства промышленности недавно было принято решение о создании консорциума ИТ-организаций нашего региона. Состоялся круглый стол, где были представители от университета и от бизнеса. В ходе беседы с предпринимателями, оказалось, что у бизнеса есть заинтересованность, есть общие задачи, и если объединить наши совместные усилия, то возможно получение хорошего результата.

PC Week: А что нужно бизнесу от вузов?

А. Г.: Предприятиям важно получить готовые кадры, но с этим есть проблемы. Они считают, что выпускники не владеют современными технологиями. Мы ведь учим по министерским программам и стандартам, которые отстают в практическом плане, как минимум, лет на пять. Затем под них разрабатываются основные и дополнительные образовательные программы, готовится теоретическая и практическая база, и потом только происходит открытие новых специальностей и направлений подготовки. А ведь нужно еще потратить 4–5 лет на обучение специалистов.

PC Week: Что ваш взгляд может решить эту проблему?

А. Г.: По-моему, здесь пригодится дистанционное образование. Мы в РГРТУ уже давно его используем, открыт центр дистанционного обучения, создана система ДО на базе Moodle. Дистанционный курс ― это очень эффективный инструмент в учебном процессе и к тому же его использование дает дополнительный доход для преподавателя. Но для создания таких курсов нужны компетенции, так как этим должны заниматься подготовленные специалисты.

У нас контент разрабатывают в центре дистанционного обучения совместно с кафедрами. Преподаватели с кафедр обучаются работе в этой среде, осваивают инструменты и потом с их помощью создают курсы. Иногда получаются неплохие результаты, но еще есть, куда расти. Ведь чтобы создать курсы для технических дисциплин, нужны уже готовые программные модели дистанционной работы с оборудованием. А значит, необходимы ИТ-специалисты и, самое главное, финансирование работ. Без этого в принципе ничего не получится.

PC Week: Какие проекты по дистанционному обучению вы уже внедрили?

А. Г.: В 2009–2011 гг. наш центр новых информационных технологий участвовал в реализации двух проектов по дистанционному обучению: в разработке системы дистанционного обучения специалистов в области ГЛОНАСС и в создании виртуальной лаборатории дистанционного доступа к нанотехнологическому оборудованию.

PC Week: Для кого предназначена система обучения специалистов в области ГЛОНАСС? Как она работает?

А. Г.: Этот проект был реализован в рамках федеральной целевой программы ГЛОНАСС. Заказчиком являлся «Роскосмос», главным исполнителем ― «Российские космические системы», а мы — соисполнители по НИОКР. Наша задача состояла в разработке системы дистанционного обучения и повышения квалификации специалистов в области использования спутниковых навигационных систем. В этом проекте также принимали участие ведущие университеты — МАИ, МИИГАИК, МГТУ им. Баумана; они создавали учебные курсы и контент по спутниковой навигации, а мы разрабатывали ПО.

Поскольку эти знания нужны в разных отраслях — в строительстве, геодезии, транспорте и т. д., — то учебные программы используются разные, а технологии обучения одни и те же. Отсюда вытекает задача межведомственного взаимодействия. Необходимо организовывать курсы повышения квалификации на межведомственном уровне и привлекать к этому ведущих специалистов вузов.

В связи с этим система, с одной стороны, должна быть достаточно гибкой, чтобы в неё можно было добавлять какие-то новые курсы, а с другой стороны — универсальной в плане взаимодействия преподавателя и учащихся.

Одним из плюсов дистанционного обучения является то, что преподаватель никоим образом напрямую не связан с учащимися территориально. Он может проводить обучение хоть с Дальнего Востока, хоть из Санкт-Петербурга, из любого университета. И слушатели тоже не привязаны ни к месту работы, ни к месту учебы. У них есть учебный план, т. е. они должны освоить учебную программу за отведенное время, прочитать дополнительную литературу, ответить на вопросы преподавателя, задать свои вопросы, пройти итоговое тестирование, сформировать отчет о своей работе.

PC Week: В чем заключаются особенности виртуальной лаборатории дистанционного доступа к нанотехнологическому оборудованию? Какие задачи она решает?

А. Г.: Это был совместный проект с Физико-техническим институтом им. А.Ф. Иоффе. Микроскоп ― это сложное электронное оборудование, которым управляет, как правило, компьютер. Поэтому появилась идея: почему бы не управлять этим компьютером дистанционно и предоставить возможность такого управления как сервис для пользователей? Такая задача как раз и была решена в рамках этого проекта.

Ведь существует немало задач, для которых необходима работа с нанотехнологическим оборудованием, но такая сложная техника есть далеко не во всех вузах и организациях. Для решения этой проблемы и предназначена виртуальная лаборатория, созданная в рамках целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии». В ходе реализации проекта, с порталом nanocent.rsreu.ru была интегрирована система дистанционного обучения LMS Joomla, разработана виртуальная 3D-модель сканирующего туннельного микроскопа Ntegra Aura, а также программный модуль удаленного доступа к нему. На данном портале размещено 48 дистанционных интерактивных учебных курсов для аспирантов и магистрантов по нанотехнологиям и диагностике наноматериалов. Эта работа несколько раз демонстрировалась на выставке CeBIT в Германии.

PC Week: На кого рассчитана эта лаборатория? Кто в ней обучается?

А. Г.: Мы используем ее в нашем вузе, проводим лабораторные занятия для студентов, магистров и аспирантов. Каждый год проводится международная школа-семинар для молодых ученых и аспирантов, в которой участвуют слушатели из многих ведущих вузов России. Что касается сотрудничества с другими организациями в плане дистанционного доступа к нанотехнологическому оборудованию, то такая работа ведется пока только в самом начале. Хорошо было бы привлечь к активному использованию данного ресурса и другие вузы.

PC Week: Спасибо за беседу.