17 декабря в Москве эксперты отрасли подвели итоги уходящего года для экономики отечественного Интернета. Базовые цифры для обсуждения были взяты из результатов исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) двухмесячной давности, которые очень коротко напомнил ее руководитель Сергей Плуготаренко. По его словам, были замерены экономические показатели 14 коммерческих рынков Рунета и прослежена динамика их роста за два последних года. В результате было определено, что в 2012 г. объем Интернет-экономики увеличился на 39%, а прогноз на 2013 г. составляет 26%. Уже в конце прошло года этот сектор был эквивалентен 1,3% ВВП с абсолютным значением в районе 835 млрд. руб. К этому же моменту так называемые интернет-зависимые рынки были эквивалентны 6,9% ВВП, что составляет 4,3 трлн. руб.

По словам г-на Плуготаренко, в этом году эксперты ассоциации (совместно со специалистами НИУ ВШЭ) спрогнозировали несколько сценариев дальнейшего развития интернет-экономики — в зависимости от различных внешних и внутренних условий. Всего их оказалось четыре: инновационный, стабилизационный, консервативный и кризисный. Последний станет реальностью только в случае глобального экономического кризиса. А вот первые три достаточно правдоподобны. Как отмечает глава РАЭК, в самом худшем случае Интернет все равно будет расти в среднем на 6% в год до 2018 г. При самом же удачном раскладе это значение вырастет до 40%. Так что несложно определить, что в этом году мы от инновационного сценария переходим к стабилизационному, что в понимании авторов исследования трагедией отнюдь не является.

По убеждению г-на Плуготаренко, базис, который удалось сформировать в данном исследовании, позволил РАЭК приблизиться к пониманию того, какие метрики нужно заложить в разрабатываемую сейчас стратегию развития Интернета в России до 2020 г. (“Рунет 2020”). Данная стратегия готовится в тесном сотрудничестве с экспертами из Минкомсвязи, и ее завершение ожидается весной будущего года. В Результате, как считают в РАЭК, мы станем располагать всеми необходимыми компонентами (цифрами, сценариями и стратегией) для адекватного влияния на формирование экономики Рунета.

Комментируя полученные позитивные цифры, замглавы Минкомсвязи Алексей Волин был склонен усматривать в этом заслугу государства. Поясняя свою мысль, он даже вспомнил об одном из постулатов марксизма о базисе и надстройке. Дескать, вложения государства в базис в последние годы, а именно в ту инфраструктуру, которая и создала предпосылки для роста интернет-экономики, куда важнее, чем надстроечные изменения, происходившие на регулятивном уровне. Более того, по мнению г-на Волина, новые резервы расширения Интернета сейчас смогут появиться, опять же, только благодаря соответствующей государственной политике (развитие ШПД, переход к сетям нового поколения и пр.).

Также г-н Волин считает государство в Интернет-экономике одним из ведущих заказчиков и приводит в качестве примеров проект по переводу госуслуг в электронный вид и набирающую популярность тему открытых данных (а есть и другие).

Переходя к “надстройке” (нормотворчеству), г-н Волин указывает на то, что, по его ощущениям, кризис отношений между государством и индустрией в большей степени затронул прошлый год, а год уходящий скорее стал прощанием с иллюзиями, в том числе и неоправданно негативными. Г-н Волин напоминает о тех апокалиптических настроениях осени 2012 г., когда говорили, что сейчас все закроется и заблокируется, и Рунет на этом закончится. Теперь же, по мнению чиновника, всем предельно ясно, что никто и ничто умирать не станет — все будет продолжать расти и процветать. И в этом смысле вышеупомянутые прогнозы и сценарии РАЭКа говорят лишь об одном: что с Интернетом ни делай, все равно ему плохо не станет. Впрочем, оптимистичные сценарии роста Минкомсвязи устраивают больше, чем пессимистичные, поэтому здесь интересы государства и отрасли явно совпадают.

Что касается других итогов 2013 г., то в понимании г-на Волина крайне важным является тот факт, что в системе оценок экономики Рунета утвердилось возникшее ранее понятие Интернет-зависимых рынков. То есть произошло осознание того, что перечень заинтересованных сторон не исчерпывается отраслью и государством, как мы это пытались представить долгое время. Например, в министерстве в этом году неожиданно для себя поняли, что основные резервы развития Почты России лежат в плоскости Интернет-торговли (писем больше никто не пишет, но зато люди в онлайне совершают покупки, которые кому-то нужно доставлять). И также, по словам г-на Волина, крайне интересным оказалось наблюдение, в соответствии с которым производительность труда в Интернет-зависмых секторах экономики втрое выше, чем в среднем по стране в остальных отраслях. То есть они примерно находятся на европейском или даже американском уровне.

Возвращаясь в какой-то степени к теме законодательства, г-н Волин указывает на то, что именно в этом году государство наладило нормальный диалог межу правообладателями и Интернетом. (Он впервые перешел из режима “сам дурак” в режим “а давайте подумаем, как на этом можно вместе заработать”.) Люди перестали руководствоваться эмоциями. Стали разговаривать о деньгах.

В отношении прогнозов РАЭК на будущее г-н Волин выступил с предложением наглядно соотносить их с общим прогнозом развития экономики страны. Кроме того, чиновник отметил, что мы на данный момент хорошо понимаем, где в Интернете зарабатывают сейчас. А надо также попробовать дать ориентиры на то, где будут зарабатывать через 3—5 лет. Для г-на Волина очевидно, что за это время изменится и сама структура этого заработка. И по его ощущениям (это не официальный прогноз), очень большой потенциал будет лежать в сфере образования и медицины — в тех областях, которые могут в большой степени привлечь внимание населения.

С ролью государства в достижении Интернетом столь позитивных экономических показателей полностью согласен и вице-президент компании “Ростелеком” (формально государственной, как мы помним) Алексей Басов. Точку зрения многих представителей отрасли, в соответствии с которой государство является тормозом Интернета и главным оппонентом отрасли, он решительно отвергает, называя ее пустой “страшилкой”. По его убеждению, сегодня на столь серьезных объемах рынка, что уже достигнуты, больше невозможно расти в условиях той вольницы, хаоса и мегасвободы, на которых Интернет рос ранее. Такой значительный кусок экономики требует регуляторной работы, которую государство и провело за последние несколько лет.

Начальник управления президента по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Администрации Президента РФ Андрей Липов в своем крайне сжатом выступлении неожиданным образом связал законотворчество и полученные в исследовании цифры относительно интернет-экономики. Дескать, законодателям теперь станет гораздо легче общаться с Минфином по поводу каких-либо льгот для интернет-компаний, потому что на руках у них будут понятные данному ведомству аргументы; отрасль новая, статистика и цифры нужны обязательно.

По этой фразе в принципе становится ясно, что для большой государственной машины столь близкий нам рынок Интернета отнюдь не является чем-то особенным, и вообще она его до сих пор еще плохо знает. Что ж, значит Интернету придется дорасти до того уровня, когда его уже невозможно будет не замечать. Но для этого, как мы помним, по части темпов роста нужно удержаться хотя бы в рамках стабилизационного сценария — на уровне где-то 25%.