12 декабря президент России Владимир Путин выступил с традиционным ежегодным посланием Федеральному собранию, в котором помимо прочего в первой же части речи затронул тему прямого влияния общества на государственные решения: “Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение. Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое “нулевое” чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества”.

Казалось бы, здесь президенту самое время вспомнить о стартовавшем в этом году с его же подачи проекте “Российская общественная инициатива” (РОИ). Напомним, в одной из своих предвыборных статей, опубликованной 6 февраля 2012 г. в газете “Коммерсантъ”, г-н Путин предложил ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тыс. и более подписей в Интернете. В дальнейшем эта идея была закреплена соответствующими указами, и в апреле текущего года специализированный ресурс полноценно заработал в Сети.

Однако, продолжая свое обращение к Федеральному Собранию, президент о РОИ не вспоминает, а предлагает новые меры: “Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы… И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции. Чтобы сформировать правовую базу для такого гражданского участия, прошу Общественную палату, Совет по правам человека, другие общественные и правозащитные организации активно включиться в подготовку проекта закона “Об общественном контроле»”.

С одной стороны, здесь говорится не о постконтроле, который может осуществляться РОИ, а о предварительном, но данную задачу не планируется решать в контексте наступившего “нового, информационного века”. Как мы видим, речь идет о создании громоздкой бюрократической системы, эффективность которой весьма сложно предсказать. К тому же такая структура по определению представляет собой не общественный контроль, а контроль узкой части общества.

(Предваряя возражения на тему того, что РОИ ведает федеральными вещами, а требуется также и локальный уровень контроля, сразу нужно сказать, что РОИ развивается и в этом направлении.)

Возникает вопрос: президент разочаровался в технологиях вообще и в РОИ в частности? Если вспомнить, что первой электронной петицией, перешагнувшей 100-тысячный барьер, стала инициатива об ограничении стоимости служебных автомобилей для чиновников за авторством всем известного Алексея Навального, то вопрос становится не таким уж и праздным. Да и вторая петиция касалась отмены так называемого антипиратского закона, к которому в его нынешнем виде, как мы теперь знаем, г-н Путин также имеет некоторое отношение.

В Фонде информационной демократии, курирующем РОИ, данные мысли отвергают, считая, что в послании Федеральному собранию речь идет о вещах, никак с РОИ не связанных. В Фонде указывают на то, что вышеупомянутые президентские мысли уже фигурировали все в той же статье “Демократия и качество государства”, где прозвучала и идея создания РОИ.

В Фонде выборочно цитируют тезисы, касающиеся общественных советов: “изменить работу общественных советов при органах исполнительной власти… обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций… установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на общественном совете… обеспечить участие в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий”.

Также в Фонде приводят положение об общественном обсуждении законопроектов: “…повысить качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля (прежде всего — общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения)”.

Как считают в Фонде, упоминание этих же вещей в свежем послании может говорить о том, что президент разочарован тем, что они недостаточно эффективно применяются, и акцентирует на этом еще раз внимание (по аналогии с официальными указами).

В Фонде уверены, что РОИ работает эффективно. Поэтому, что касается слов первого лица государства, то в Фонде полагают, что президент просто предлагает использовать все формы демократии (цифровые и нецифровые). Само же словосочетание “общественные инициативы” гораздо шире, чем просто интернет-ресурс.