Местная специфика ведения бухгалтерского учета является сдерживающим фактором при внедрении зарубежных банковских систем для кредитных организаций многих стран мира. Проанализировав ситуацию и оценив возможные риски, компания SAP пришла к выводу о необходимости локализации своего решения SAP Banking Services, предназначенного для автоматизации основной деятельности банка. Старт этому направлению был дан в Бразилии, где в 2012 г. завершился проект по созданию и выводу на рынок местной локализованной версии решения. Следующей страной стала Россия — здесь в ноябре нынешнего года вышел первый релиз российской локализации SAP Banking Services, явившийся результатом совместной работы компании SAP и экспертов из ряда российских банков, в том числе из “Центр-Инвеста” — крупнейшего регионального банка юга России, входящего в топ-100 российских банков по кредитным и депозитным портфелям, а также по размаху региональной сети. Специалисты “Центр-Инвеста” принимали участие во всех стадиях развития проекта — от определения функциональных требований до функционального тестирования.

Предпосылки проекта

Как отметил заместитель генерального директора “SAP СНГ” Дмитрий Красюков, сославшись на сведения аналитиков, банковская сфера России демонстрировала в 2012 г. рекордные темпы роста и при этом её развитие отличалось рядом характерных особенностей. Во-первых, оно сопровождалось сильной региональной экспансией, когда за год в регионах страны было открыто свыше 1600 новых банковских офисов, что почти на 4% больше, чем в 2011-м. Во-вторых, наблюдался преимущественный рост розничного сегмента по сравнению с корпоративным, находящимся в последнее время в состоянии стабильности. Следствием является обострение конкуренции, когда банки начинают бороться за конечного потребителя не только в центральной части страны, но и в отдаленных регионах.

И наконец, сегодня во всем мире, в том числе и в России ужесточаются законодательные требования к банкам. Сюда относятся, например, и необходимость оценивать риски, и поддержка налоговой инициативы США для клиентов иностранных банков (с ее помощью американские налоговые органы смогут устанавливать лиц, уклоняющихся от уплаты налогов), и участие в единой зоне евро с ее огромными объемами платежей.

В столь непростой ситуации, по словам г-на Красюкова, далеко не все российские банковские системы справляются с задачами, которые перед ними встают. И хотя на рынке есть множество западных продуктов, обобщающих многолетний опыт швейцарских, немецких, американских и прочих банков, они до настоящего времени не пользовались спросом в России, поскольку не отвечали местным отечественным требованиям.

Таким образом, в рамках провозглашенной в 2011 г. компанией SAP стратегии роста бизнеса в России до 2015 г. было решено приступить к проекту локализации решения для управления основной деятельностью банка. Как ожидалось, главным преимуществом такого решения должно было стать объединение лучших мировых практик и локальной российской специфики. “В мире около 6 тыс. банков используют решения SAP, и накопленный там опыт мы теперь можем применить и в России”, — подчеркнул Дмитрий Красюков.

Как всё развивалось

Включение КБ “Центр-Инвест” в проект по локализации имеет свою историю. Как рассказал заместитель председателя правления “Центр-Инвеста” Юрий Богданов, с продуктами компании SAP банк работает с 2006 г., когда была выстроена ИТ-стратегия развития банка, направленная на поддержание развития бизнеса. В последующие годы было внедрено несколько систем на базе ПО SAP, среди которых централизованное хранилище данных, интеграционная шина, обеспечивающая взаимодействие используемых в банке информационных систем, и управление кадрами.

На следующем этапе решено было обратиться к автоматизации банковской функциональности и предпринята попытка внедрить решение SAP for Banking (прежнее название SAP Banking Services), которая, к сожалению, не имела успеха из-за большого числа изменений, инициированных ЦБ РФ. Тем не менее спустя несколько лет, в 2012-м, компания SAP обратилась к руководству “Центр-Инвеста” с предложением реализовать новый подход к локализации.

Решение “Центр-Инвеста” во второй раз “войти в одну и ту же реку” г-н Богданов объяснил следующим образом: “БОльшая часть наших акционеров — европейские банки, поэтому нам важно получить такую систему, которая стратегически соответствовала бы практикам ведения бизнеса на Западе. Для компании же SAP важно было получить благодаря обратной связи четкий вектор развития своих продуктов для банковской отрасли. И “Центр-Инвест” наилучшим образом подходит для этой цели, поскольку накопленные банком лучшие бизнес-практики по работе с сельским хозяйством, малым бизнесом и энергоэффективностью уже вошли в учебники Европейского банка реконструкции и развития.

Особенности реализации

“Мы сделали очень серьезные выводы из первого проекта, который закончился неудачей в 2007 г., — рассказал заместитель руководителя центра экспертизы решений департамента по работе с финансовыми институтами компании SAP Михаил Логинов. — В тот момент мы сделали ошибку, которую совершают практически все западные вендоры, распространяющие свои продукты в России. А именно: мы пытались вписать решение SAP for Banking в российскую АБС. Или, другими словами, пытались имплементировать учетную модель непосредственно в бизнес-модель”.

Очевидно, что изменение функциональности бизнес-модулей — очень сложная задача, поэтому технически невозможно успевать за всеми изменениями со стороны регулирующих органов. Пауза, вызванная кризисом, позволила компании SAP переосмыслить подходы к локализации и предложить совершенно иную архитектуру автоматизации деятельности, в которой продуктовый бэк-офис отделяется от функций учета. Как пояснил г-н Логинов, такой подход позволил изолировать функции сопровождения изменений правил бухучета от бизнес-модулей: “Кредит всегда будет оставаться кредитом несмотря ни на какие изменения внешней среды, тогда как оценка этого кредита в зависимости от требований регулятора может меняться. Для этих целей у нас есть проводочная машина (Bank Analyzer), которая оценивает действия в соответствии с разными стандартами”.

Новая архитектура существенно упростила работу по сопровождению изменений, считают в компании SAP. “Что касается изменения правил ведения бухгалтерского учета, то здесь мы готовы к любым неожиданностям, — сказал Михаил Логинов. — Конечно, мы не можем предсказать, насколько радикальны будут изменения регулятора, но в обычных условиях будем успевать делать доработки в кратчайшие сроки”.

Более того, предполагается, что с появлением локализованной версии объем доработок при внедрении решения SAP Banking Services существенно сократится, что в свою очередь поможет снизить совокупную стоимость владения им. А благодаря высокой степени автоматизации процессов и алгоритмов повысится качество обслуживания клиентов за счет снижения количества ошибок и повышения оперативности работы банков.

Что есть и что будет

Проект по локализации решения SAP Banking Services включил в себя широкий спектр работ, начиная от перевода документации на русский язык и заканчивая сложными задачами по приведению решения в соответствие со спецификой российского законодательства в области бухгалтерского учета и отчетности. В частности, были специально разработаны такие новые функциональные возможности, как автоматическая генерация 20(25)-разрядных номеров лицевых счетов и поддержка формирования регистров бухгалтерского учета по этим счетам, а также адаптированы процессы начисления и выплаты процентов в транзакционной системе, переоценки валютных счетов, урегулирования парных счетов и закрытия года.

Как пояснили представители компании SAP, работа над проектом на этом не заканчивается и к 2015 г. предполагается провести полную локализацию решения. Если на первом этапе были учтены детальные требования по работе с депозитами, то в дальнейшем основное внимание планируется уделить особенностям исполнения платежей — в частности, ведению очередей документов, распределению функций обработки документов между разными подразделениями банка и интеграционной гибкости решения.

Говоря о востребованности решения SAP Banking Services в России, Дмитрий Красюков отметил, что по всей вероятности оно будет пользоваться большим спросом, поскольку сейчас заканчивается жизненный цикл систем, внедренных десять-пятнадцать лет назад и не отвечающих современным вызовам как в социальной жизни, так и в области технологий. “Широкое проникновение Интернета во все стороны жизни, развитие социальных сетей, изменение поведения потребителей несомненно влияют на создание новых банковских продуктов. Чем гибче система, чем быстрее она позволяет выводить новые продукты на рынок, тем выше конкурентные преимущества конкретного банка”, — пояснил он.

Что же касается планов “Центр-Инвеста” на перспективу, то здесь, по словам Юрия Богданова, всё зависит от того, насколько быстро и полно будут учтены замечания, внесенные специалистами банка на этапе тестирования решения SAP Banking Services. Если эти пожелания будут реализованы компанией SAP уже в начале 2014 г., то банк сможет приступить к внедрению и завершить его не позднее, чем в течение года. Тем более, что это не потребует никаких дополнительных расходов — ведь лицензии на продукт банк приобрел еще в 2007-м.