Компании Dauria Aerospace и Samsung Electronics объявили о результатах сотрудничества по созданию одного из первых в истории российской космической отрасли частного искусственного спутника Земли DX-1. Samsung предоставит часть оборудования для Центра управления полетами малых космических аппаратов (КА) фирмы Dauria. А DX-1 может стать прообразом малых спутников будущего, способных решать различные коммерческие задачи.

Dauria Aerospace — частная международная компания с российскими корнями. Она имеет две площадки — в России и в Кремниевой долине в США. На российской площадке в Сколкове преимущественно работают специалисты, пришедшие в компанию из НПО им. С. А. Лавочкина и МГУ, в Калифорнии — выходцы из NASA. Создателем компании является бизнесмен Михаил Кокорич.

Сергей Иванов, генеральный директор группы Dauria Aerospace, поясняет: “Спутник DX-1 — это новое слово в российской космонавтике. Он разрабатывается как экспериментальный низкобюджетный аппарат, который поможет испытать оборудование, наработать технологии и программное обеспечение для создания унифицированной платформы малых КА. Такая платформа позволит создать новое поколение спутников различного назначения с минимальными затратами на доработку под конкретные функции”.

По его словам, в России спутник DX-1 является первым КА, полностью профинансированным и построенным частной компанией без какого-либо участия государства. Тем не менее Федеральное космическое агентство (Роскосмос) предоставляет услуги по запуску спутника.

В наши дни в космических технологиях происходят революционные перемены под стать тем, которые проходили в компьютерной сфере лет двадцать — двадцать пять назад, когда персональные компьютеры стали вытеснять гигантские мэйнфреймы, нередко занимавшие целые этажи. Современные КА — небольшие по размерам и легкие (50—300 кг). Эти высокотехнологичные аппараты, достаточно универсальные, недорогие и собранные из стандартных комплектующих, представляют собой новое поколение спутников. Стоят они на один или два порядка меньше традиционных, а цикл их разработки и производства занимает всего один-два года вместо пяти лет и более.

“Спутник DX-1 имеет размеры 40х40х30 см, массу 22 кг и собран из комплектующих класса Industrial, — сообщил руководитель проекта Александр Малинин. — Это обеспечило высокую скорость сборки и низкую для космических аппаратов стоимость. Активная фаза работы над спутником заняла примерно один год, что очень мало для КА такого класса”. Отметим, что обычно для КА используются более дорогие специализированные компоненты классов Space или Military.

“В спутнике установлены не специально подготовленные модули памяти нашей фирмы, а серийные, которыми пользуются обычные люди, — уточнил Гювенч Донмез, директор по маркетингу Samsung Electronics. — Наши технологии настолько надежны, что могут работать в условиях космоса без дополнительной подготовки”.

DX-1 имеет две радиолинии: одна из них работает в УКВ-диапазоне и предназначена для управления КА, другая действует в S-диапазоне и обеспечивает передачу полезной информации с орбиты. Лет пять назад на старой элементной базе для выполнения тех же функций и обработки такого же объема информации, вероятно, потребовался бы КА массой в 500 кг., говорят специалисты Dauria Aerospace.

Спутник DX-1 выполняет для компании Dauria Aerospace экспериментальные функции: он нужен для отработки технологий, проверки программного обеспечения и алгоритмов управления. Практическая задача, которая возлагается на спутник, — мониторинг судов в Мировом океане — на момент разработки является вторичной. Но не исключено и то, что эта практическая функция выйдет на первый план и спутник будет приносить прибыль.

В качестве полезной нагрузки на DX-1 установлен блок приема сигналов Automatic Identification System (AIS). Эта система используется на современных океанских и крупных речных судах для обмена навигационными данными и определения точного положения относительно друг друга. Главная задача AIS — предупреждение столкновений судов. Спутник будет принимать эти сигналы и определять местоположение судов на время пролета над ними. Предполагается, что за сутки DX-1 сможет составить полную картину расположения судов во всем мире.

Сейчас для этих целей в мире используются двенадцать спутников, которые принадлежат различным компаниям и государственным агентствам. У России нет космических аппаратов, оборудованных AIS-приемниками. Dauria Aerospace уже получила информацию о заинтересованности в данных со спутника DX-1 береговых служб России.

Разработка DX-1, по словам г-на Иванова, обошлась в 4—5 млн. долл., но последующие аппараты подобного типа будут стоить дешевле. Запуск спутника планируется осуществить в феврале 2014 г. попутным запуском с КА “Метеор-М № 2” ракетой-носителем “Союз-2-1Б” с разгонным блоком “Фрегат”.

В дальнейшем Dauria Aerospace планирует не только разрабатывать малые низкобюджетные космические аппараты, но и выступать оператором, продающим услуги на их основе. Намечено создание спутниковых группировок, ориентированных на прием сигналов AIS, дистанционное зондирование Земли, реализацию услуг М2М, обеспечение связью приполярных районов и т. д. Кроме того, холдинг инвестирует проект CloudEO.