Похоже, над Apple сгущаются тучи. Согласно данным DigiTimes Research, во II кв. года впервые зафиксировано глобальное снижение спроса на планшеты iPad. За указанный период их было поставлено 14,6 млн. штук, то есть на 25,1% меньше, чем в предшествующем квартале, и на 2,7% меньше, чем в аналогичном квартале прошлого года. По оценкам аналитиков, в минувшем квартале совокупная доля планшетов Apple на рынке сократилась до 30-35%. Для сравнения стоит привести данные предыдущего квартала: за январь-март на мировой рынок было поставлено порядка 50 млн. планшетных устройств, из которых Android-модели составили около 27,8 млн. штук или чуть больше 50%, а на долю iPad пришлось приблизительно 40%.

Не меньшее давление Apple испытывает и на рынке смартфонов. Несмотря на то, что продажи iPhone, на которых Apple зарабатывает больше, чем на чем-либо еще, составили в прошлом квартале рекордные для этого периода 31,2 млн. устройств (26 млн. годом ранее), этот результат был достигнут благодаря снижению средней стоимости iPhone по сравнению с I кв. года на 32 долл. Apple всё труднее сдерживать своего извечного конкурента — Samsung, которая к тому же во II кв. вышла вперед по объему полученной от продажи смартфонов прибыли.

Копилку проблем Apple грозит пополнить и ещё одна. По мнению издания BusinessReport, компании из Купертино предстоит ожесточённая конкуренция с Samsung в Китае. На прошлой неделе Apple заявила, что её доходы в Большом Китае (включая Гонконг и Тайвань) сократились за квартал на 43% (до 4,65 млрд. долл.) и на 14% по сравнению с II кв. 2012 г. Особенное недоумение во время телефонной конференции с аналитиками по поводу снижения доходов в Гонконге выявил глава Apple Тим Кук, сообщив, что “не понимает причин произошедшего”.

Впрочем, вполне очевидно, что причина снижения продаж Apple в регионе кроется в росте популярности моделей Samsung, а также ряда китайский брендов, включая Huawei и ZTE, которые активно конкурируют с Apple на рынке Китая, или, как его называют, “самого важного рынка 21-го века”. Сегодня корейскому гиганту принадлежит почти пятая часть 80-миллиардного китайского рынка смартфонов (по прогнозу IDC, в 2017 г. он вырастет до 117 млрд. долл.), и это обеспечивает ему позицию лидера, тогда как Apple занимает лишь пятую позицию. Разница между конкурентами по доле рынка превышает 10%.

По мнению аналитиков, успех Samsung в Китае обусловлен довольно длительной историей присутствия компании на этом рынке (с начала 90-х годов), а также значительным числом розничных магазинов, которых у компании втрое больше, чем у Apple. Кроме того, устройства Samsung дешевле, что позволяет ей успешно противостоять не только Apple, но и другим традиционно сильным местным игрокам — Lenovo, Huawei и ZTE.

Есть и другие причины. Китайцы, например, любят разнообразие, поэтому многих из них не устраивает то, что Apple обновляет смартфон лишь раз в год. К тому же, как считают эксперты, Samsung более гибко реагирует на нужды китайского обывателя, устанавливая в свои модели сервисы, ориентированные на местных пользователей, и выпуская, к примеру, гаджеты с двумя SIM-картами, также пользующиеся спросом. Наконец, Google не так жестко контролирует содержимое Google Play, а потому там уже много приложений, рассчитанных исключительно на китайцев. В App Store с этим намного сложнее.

Недавно Samsung стала лидером в рейтинге предпочтений технологических брендов, составленном аналитической компанией Strategy Analytics. Данная оценка отражает соотношение потребителей, заявивших о предпочтении бренда при покупке высокотехнологичной продукции, такой как компьютеры, мобильные телефоны и телевизоры, и тех, кто утверждает, что не станет покупать товары под этой торговой маркой. Южнокорейский гигант набрал рекордно высокий показатель — 58,7. А Apple досталось лишь четвёртое место — 22,4 пункта. Эксперты отмечают, что на протяжении двух последних кварталов Apple показала наихудшую динамику в этом рейтинге.

Аналитики другой компании, Canaccord Genuity, полагают, что проблем Apple добавляет и насыщение рынка смартфонов высокого уровня. По мнению аналитиков, спрос на них будет снижаться в ближайшие несколько месяцев. Это подтверждает и довольно большой спрос на модель iPhone 4, выпущенную в 2010 г. На этом фоне Canaccord Genuity понизила свой прогноз по продажам моделей iPhone в III кв. с 30 до 28 млн. штук.

В ожидании снижения спроса на дорогие модели производители, ранее делавшие на них ставку, пересматривают стратегии развития. По прогнозам аналитиков Trendforce, в III кв. 2013 г. будет поставлено на рынок 130 млн. смартфонов среднего ценового диапазона (на 8,6% больше, чем в предшествующем квартале), и для многих производителей они станут главной опорой. Такие модели на базе Android готовят, в частности, Samsung, Sony, HTC и LG.