Согласно июльскому отчету аналитической компания J’son & Partners Consulting “Исследование конкурентной ситуации на телекоммуникационном рынке в сегменте B2B”, общий объем российского рынка корпоративной связи по итогам 2012 г. составил 240 млрд. руб., из которых на фиксированную связь пришлось 54%. При этом на крупный бизнес приходится почти половина (49%) доходов от услуг фиксированной и мобильной связи.

По прогнозам J'son & Partners, среднегодовой рост (CAGR) этого рынка должен составить около 10% и к 2016 г. общий объем услуг фиксированной и мобильной связи в корпоративном сегменте может увеличиться по сравнению с 2012 г. в полтора раза и достигнуть 360 млрд. руб. Рост будет обеспечен дальнейшим развитием услуг голосовой мобильной связи, проводного доступа в Интернет и развития виртуальных сетей связи.

По прогнозам J'son & Partners, в разрезе услуг наибольший рост покажет мобильная голосовая связь за счет распространения смартфонов среди сотрудников региональных компаний и снижения средней цены на “умные” телефоны. Средние темпы роста ждут проводной ШПД и VPN, умеренное развитие получит фиксированная телефония и падение спроса прогнозируется на услугу аренды каналов связи.

По итогам 2012 г. количество действующих предприятий в России составило около 1,585 млн. (исключая ИП). Количество крупных предприятий (со штатом более 250 чел.) оценивается в 115 тыс. (7%). Исследование показало, что существенным фактором использования телекоммуникационных услуг является географическое развитие бизнеса компаний.

Сегодня российские компании активно расширяют территорию своего присутствия. Если рассматривать структуру предприятий по числу офисов, то доля компаний, имеющих свыше одного офиса в пределах региона, превышает 20%. За пределами своего региона подразделения имеют более 30% предприятий. При этом максимальное количество офисов у средних и малых предприятий лежит в пределах 30, в то время как у крупных компаний наблюдается более 100 офисов.

Компании активно используют услуги фиксированной связи и проводного доступа в Интернет. В целом по России проникновение этих услуг в корпоративном сегменте составило 93 и 66% соответственно.

По прогнозам J'son & Partners, в среднесрочной перспективе распространение местной телефонной связи останется на текущем уровне. В сегменте проводного ШПД, напротив, ожидается ощутимый рост. Рост рынка в натуральном выражении будут стимулировать дальнейшее снижение тарифных планов и развитие благоприятной среды для роста проникновения услуг ШПД в СМБ.

В 2012 г. произошел перелом в технологической структуре рынка проводного ШПД: доля подключений по оптоволокну (разновидности технологии FTTx) превысила в целом по России 50%.

Услуги VPN и аренды каналов используют компании с географически распределенной структурой. Преимущественно это средние и крупные компании, имеющие филиалы и подразделения, расположенные внутри крупных городов, внутри региона, а также по всей территории страны.

Исторически в корпоративном сегменте на рынке фиксированной связи наибольшую долю по доходам занимает “Ростелеком”, однако в целом доля компании по выручке меньше, чем доля по абонентам, что подтверждает преобладание в структуре клиентской базы оператора микро- и малого бизнеса. На долю других операторов приходится от 34 до 64% в зависимости от сегмента услуг. В число лидеров на рынке фиксированных услуг входят МТС и “ВымпелКом”.

На рынке корпоративной мобильной связи по выручке лидерство принадлежит “большой тройке”, включающей МТС, “МегаФон” и “ВымпелКом”. На их долю приходится около 95% выручки от корпоративной голосовой мобильной связи.

Среднегодовой рост (CAGR) рынка B2B в 2012—2016 гг.
Услуга CAGR,%
Фиксированная телефония 3
Проводной ШПД 7
VPN 7
Аренда каналов -5
Мобильная голосовая связь 17

Источник: J'son & Partners Consulting