Учебный центр “Специалист” добавил к традиционному очному обучению три новых формата — вебинары, открытое обучение и очно-заочное обучение — и решил поделиться полученным опытом.

“Мы не претендуем на авторство этих методов, а хотим показать, как нам удалось их адаптировать под обучение взрослых людей информационным технологиям”, — сказал Дмитрий Гудзенко, директор УЦ “Специалист”. О новых форматах все учебные центры задумались после кризиса 2008 г., когда компании резко сократили бюджеты на обучение своих сотрудников.

По словам г-на Гудзенко, первой ласточкой стали вебинары, запущенные в мае 2009 г. Но у “Специалиста” была одна изюминка. “Мы первыми в массовом масштабе начали смешивать очников и вебинаристов, подключая к очным занятиям удаленных слушателей. Эта модель заработала, потому что, во-первых, позволила решить задачу сбора вебинаристов в нужное время, а во-вторых, дала преподавателю возможность видеть своих слушателей, — объяснил Дмитрий Гудзенко. — Сейчас на долю вебинаристов приходится 8—10% от общего числа слушателей”.

В 2011 г. стартовал проект открытого обучения. В качестве основы был использован метод Mentored Learning зарубежного УЦ New Horizons и российских клонов. Согласно этому методу, группа слушателей занимается в классе, в котором присутствует преподаватель. Каждый изучает свой курс, записанный на видео, в удобном для себя режиме, а педагог отвечает на вопросы. “Мы можем собрать в одну группу столько людей, изучающих разные курсы, сколько вместит класс, и учить их под руководством всего одного преподавателя, который знает эти курсы. Такой подход резко сокращает время ожидания нужного курса и уменьшает расходы на некомплектные группы”, — сказал г-н Гудзенко.

У центра “Специалист” и здесь была своя изюминка. “Мы решили использовать видеозаписи очных занятий, что обеспечило эффект присутствия и позволило оперативно обновлять записи курсов. В результате мы можем давать самые свежие знания и не повышать цену, так как подготовка новых курсов требует немалого труда”, — подчеркнул Дмитрий Гудзенко. По его мнению, такой метод удобен и для слушателей, и для преподавателей. Так, последние вместо чтения одних и тех же лекций могут общаться с учащимися, а первые получают возможность изучать нужный курс (даже редкий, для которого трудно собрать группу из 8—10 человек) по персональному расписанию и в удобном ритме, взаимодействуя с преподавателем.

Преимущества для учебного центра очевидны — экономия на площадях и упрощение комплектации групп. Кроме того, в формате открытого обучения можно проводить и вебинары, что удобно для удаленных слушателей.

Но были и сложности, такие как адаптация корпоративной информационной системы к новому формату, трудности с подготовкой учебных материалов, поскольку для каждого слушателя нужна персональная база для выполнения тестов и практических работ и, самое главное, — готовность к изменениям у преподавателей. “Было важно дать им методические материалы и реализовать управление изменениями, — поделился опытом Дмитрий Гудзенко. — Начинали энтузиасты, которые получали большую надбавку, потом надбавку снизили, потому что это стало нормой, так как сейчас практически все преподаватели ведут вебинары и 30 из них — открытое обучение. Доля слушателей “открытого обучения” быстрее, чем у вебинаров, вышла на уровень 8—10% от общего числа, сейчас она уже составляет порядка 15%, в нынешнем году планируем довести ее до 20—22%”.

И наконец, в 2013-м УЦ “Специалист” запустил третий новый формат — очно-заочное обучение, использовав опыт вузов и институтов повышения квалификации и добавив кое-что свое. В этом случае слушатель самостоятельно занимается с помощью видео и других материалами, раз в неделю получает очные консультации у преподавателя и имеет доступ к лабораторной базе. И здесь особенностью подхода УЦ “Специалист” стало использование видеозаписи реальных занятий ради эффекта присутствия и оперативного обновления.

Главной проблемой оказался доступ к лабораторной базе. “В России мы не смогли найти предложений с подходящей ценой, — рассказал Дмитрий Гудзенко. — Наконец нашли партнера в Восточной Европе, который с помощью облачных технологий обеспечивает доступ к инфраструктуре для лабораторных работ в любое время, из любого места и с тарификацией только за время использования, гарантируя при этом время простоя не больше получаса в день”. В перспективе УЦ “Специалист” собирается использовать такие облачные услуги для открытого и обычного очного обучения, чтобы не наращивать собственную аппаратную базу.

Дмитрий Гудзенко выразил сожаление, что партнер оказался не российским: “Расценки наших ИТ-компаний слишком высоки для нас. Это заставляет задуматься о конкурентоспособности наших облачных услуг, ведь для таких технологий не существует государственных границ”.

Разнообразие форматов обучения ставит перед слушателями задачу выбора. По мнению Данила Динциса, руководителя направления инновационных методик обучения УЦ “Специалист”, новые форматы не годятся для разгильдяев: “Чем выше уровень знаний и самоорганизация учащихся, тем им больше подходят эти новинки”. Кроме того, следует учитывать другие условия, такие как цена, время, отведенное на обучение, местожительство и особенности личности. Например, интровертам лучше воспользоваться открытым форматом, экстравертам — очным обучением или вебинарами.

Но несмотря на обилие новинок, УЦ “Специалист” не собирается отказываться от классического очного обучения, которое приносит основной доход. “Мы поняли, что нужен баланс между традиционным обучением и новыми формами, и не хотим полностью переходить на новые форматы”, — сказал Дмитрий Гудзенко.

По его словам, сейчас в области ИТ-обучения происходит технологический кризис. Очное обучение становится менее востребованным, потому что благодаря Интернету людям стала доступна практически любая информация, а на разных сайтах есть масса бесплатных курсов в удобном формате. Это серьезная конкуренция для учебных центров, которым приходится доказывать свою исключительность.

УЦ “Специалист” хочет воспользоваться этой тенденцией. “Возможно, в перспективе, примерно через год, мы выложим некоторые видеокурсы бесплатно в Интернет, чтобы люди их изучали, а потом приходили к нам на практические занятия, потому что практика очень важна, — поделился планами Дмитрий Гудзенко. — В любом случае мы всегда будем продавать взаимодействие с преподавателем, потому что никакой Интернет не заметит индивидуального живого общения”.