Как на практике перейти к реализации идеи создания гибкого информационного пространства в компании с поддержкой действительно мобильной работы сотрудников, использующих удобные для них клиентские устройства? Как предоставить сотрудникам возможность выполнения ими своих служебные функции с их устройств, одновременно обеспечив удобство работы пользователям, доступ ко всем нужным им ИТ-ресурсам и безопасность системы в целом? Каким образом строить свою работу ИТ-отделам компаний в условиях ширящегося “зоопарка” программ и устройств, с которым они боролись всю жизнь, а теперь им нужно самим развивать это “зверинец”? Как обосновать перед руководством необходимость инвестиций в такие проекты? Как зарабатывать деньги ИТ-партнерам в условиях меняющихся бизнес-моделей на рынке?

Именно эти актуальные для ИТ-отрасли вопросы были в центре внимания прошедшей в конце марта в Москве конференции компании VMware под названием “К эре пост-ПК через облака”, посвященной проблемам современной организации работы конечных пользователей в компаниях. Тут стоит напомнить, что сам термин “эра пост-ПК” существует на ИТ-рынке уже давно (например, еще в 2004 г. конференция под таким названием прошла в Корее), но в актуальную повестку дня его вернул пару лет назад тогдашний глава VMware Пол Мариц, имея при этом в виду, что ПК и Windows перестанут доминировать на клиентском рынке, и вместо монополии одной архитектуры и одной ОС наступит время многообразия и того и другого.

Тут нет особого предмета для спора — то, что ИТ-мир смещается именно в этом направлении, видно невооруженным глазом. Но есть много других спорных вопросов — например, как быстро будет идти этот процесс и как сделать так, чтобы этот процесс не превратился в неуправляемую стихию, сметающую все на своем пути? Как можно увидеть даже из названия нынешнего московского мероприятия, “эра пост-ПК” — это еще только будущее, к которому нужно идти…

Комментируя тогда (два года назад) высказывания Пола Марица, некоторые наблюдатели делали замечания типа “легко ему говорить, его-то компания находится далеко от клиентских проблем”. Действительно, известно, что исторически VMware ориентировалась на вопросы организации серверной инфраструктуры (точнее даже — серверной виртуализации). Правда, начинала свою работы на рынке она с виртуализации как раз ПК, но это быстро стало совсем не главным направлением ее работы. Еще в середине прошлого десятилетия компания также начала продвижение на рынок своей VDI-платформы (инфраструктура виртуальных десктопов) VMware View, но все же эта система была ориентирована в основном на однородные ПК-среды, причем в значительной степени с поддержкой именно Windows. Однако как раз два года назад VMware объявила о начале работ по проекту Horizon (обыгрывая при этом лозунг “выход за горизонты ПК”), который должен был ввести существовавшую систему VMware View в мир многообразия платформ и устройств.

Мировой анонс новой платформы VMware Horizon Suite класса EUC (End User Computing) состоялся 20 февраля 2013 г., через три недели это решение представил Москве вице-президент VMware по региону Центральной Европы Томас Кулевайн, который отметил, что данный продукт обеспечивает возможность интегрировать традиционную сферу клиентского ПО и быстро растущий мир продуктов, используемых по моделям SaaS и Application Store. Характеризуя современную ситуацию, он, сославшись на данные аналитиков по ведущим ИТ-странам, сообщил, что 66% сотрудников используют в своей работе более двух клиентских устройств, 52% компаний поддерживают у себя мобильных и удаленных сотрудников, более 30% сотрудников применяют в рабочих целях мобильные устройства. По прогнозам, к 2016 г. более половины функционирующих в организациях клиентских устройств, отличных от ПК, будут принадлежать сотрудникам. А согласно отчету Forrester Research, 67% сотрудников отдают предпочтение самостоятельно выбранным ими смартфонам, 46% работают на собственных ноутбуках, причем ни одно устройство не утверждено компанией-работодателем и никогда не находилось под ее контролем. В то же время исследование самой VMware выявило, что 83% системных администраторов хотят предотвратить использование непрофессиональных сервисов для хранения данных в Интернете и совместной работы.

Horizon Suite объединяет на единой платформе все ранее имевшиеся и новые клиентские средства VMware и должен помочь компаниям навести порядок в этом гетерогенном клиентском мире. В его состав входят три основных компонента: View, Mirage и Workspace; первые два — обновления ранее существовавших у VMware решений, третий — принципиально новый.

VMware Horizon View 5.2 (ранее VMware View) — это новая версия широко известной системы развертывания инфраструктуры виртуальных ПК (VDI). Среди ее новшеств можно выделить поддержку Web-интерфейса на базе стандарта HTML 5 и возможность прибегать к жестам для управления интерфейсом. Также реализовано аппаратное ускорение 3D-графики, что позволяет запускать в виртуальном пространстве насыщенные графикой приложения в виртуальной инфраструктуре.

VMware Horizon Mirage 4.0 обеспечивает оптимальную работу с физическими ПК в сетевом и автономном режимах. В нем используется многоуровневое управление образами, что позволяет разделить компьютер на несколько логических слоев, которыми владеет и управляет либо администратор, либо конечный пользователь. Интеграция с системой виртуализации приложений VMware ThinApp ускоряет формирование пакетов приложений, обеспечивая более плавную миграцию с одной операционной системы на другую и позволяя откатывать изменения в аварийных ситуациях. Также расширена поддержка виртуальных сред Windows на компьютерах Mac; кроме того, пользователи смогут работать с бесплатным пакетом виртуализации рабочих станций VMware Fusion Professional.

VMware Horizon Workspace 1.0 (виртуальное рабочее пространство) — новое решение, которое объединило ранее существовавшее решение VMware Horizon Application Manager и разработки по проекту Octopus. Оно предоставляет настольные компьютеры, приложения и данные в виде централизованных услуг на основе политик, дает возможность выполнять централизованное и безопасное управление клиентскими приложениями, обеспечивает гибкий доступ для сотрудников с разных устройств из различных мест.

По мнению главы представительства VMware в России и СНГ Александра Василенко, решение VMware View для управления виртуальными десктопами достаточно широко используется в нашей стране (на конференции был сделан интересный доклад о внедрении VMware View в банке “ВТБ-24”), занимая ведущие позиции на местном рынке. Сейчас же стоит задача начать широкое продвижение всего функционала нового пакета, это будет одним из приоритетных направлений работы VMware в России. Ключевую роль в этом процессе будут играть партнеры, с которыми сейчас ведется работы по повышению квалификации в сфере клиентских систем. В составе московского офиса VMware сформирован отдельный департамент по тематике Horizon.