Сегодня мы переживаем новый всплеск интереса к видеосервисам, при внедрении которых акцент делается на гибкости и интеграции сети видеоконференцсвязи (ВКС) с другими системами коммуникаций: где бы ни находился сотрудник компании, он всегда должен иметь возможность стать участником сеанса ВКС с помощью любого мобильного устройства — смартфона, планшета или ноутбука. Исторически потребителями продуктов для видеоконференцсвязи являются крупные компании с территориально-распределенной структурой. Для них ВКС — незаменимый инструмент оперативного управления, который позволяет существенно экономить расходы на командировки в региональные представительства.

Требования к каналам связи

Рекомендуется, чтобы суммарная полоса пропускания для всех основных видов трафика (голос, видео, данные) не превышала 75% от общей пропускной способности каналов связи.

Базовой скоростью соединения для каждой пары терминалов считается полоса 768 кбит/с.

Для приемлемого качества видеоконференцсвязи необходимо, чтобы канал передачи данных удовлетворял следующим требованиям в одну сторону:

  • потеря пакетов <=1%;
  • задержка <= 850 мс;
  • вариация задержки (jitter) <= 30 мс;
  • поддержка QoS.

Опыт общения с заказчиками из разных отраслей свидетельствует, что если раньше внедрения ВКС происходили в основном в нефтегазовой отрасли и электроэнергетике, то сегодня рынок изменился, круг клиентов расширился — и финансовые компании, и транспорт, и ритейл также заинтересованы в подобном сервисе. Это позволяет сделать выводы относительно того, какие моменты необходимо учитывать территориально-распределенным структурам на этапе планирования корпоративной ВКС.

Что необходимо учесть на этапе планирования

Как правило, все системы ВКС начинаются как внутрикорпоративные и в силу этого построены на IP-технологии. Причина построения ВКС на IP довольно проста: в то время, пока сеть не задействована для видеоконференцсвязи, она с успехом может обслуживать другие корпоративные задачи;

Корпоративная сеть находится в распоряжении компании постоянно, и, как правило, стоимость ее обслуживания не зависит от степени занятости. Поэтому с течением времени система ВКС начинает обслуживать потребности не только высшего руководства компании: становятся регулярными локальные и глобальные видеоконференции по направлениям (например, финансовые комиссии, отчеты о запасах на различных складах, совещания по отгрузке товаров). Немаловажную роль системы ВКС могут играть в процессах корпоративного обучения — скажем, когда главный бухгалтер обучает бухгалтеров филиалов, начальник отдела кадров обучает коллег на местах, руководитель службы продаж проводит тренинги с подчиненными в разных городах и т. д. Таким образом, изначально проектировать систему ВКС необходимо с учетом этих обстоятельств так, чтобы впоследствии эта технология была доступна большинству подразделений компании.

Общие рекомендации по выбору терминального оборудования ВКС таковы.

Для переговорных комнат оптимальным решением будет групповой кодек ВКС с системой отображения информации — как правило, это две ЖК-панели для показа выступающего и показа презентации.

Оптимальное решение для топ-руководителей — групповой кодек ВКС + ЖК-панель; выводить демонстрируемые презентации можно на дополнительный монитор.

Для линейных руководителей оптимальное решение — это монитор со встроенным кодеком ВКС и встроенной камерой. Как правило, этот же монитор является и монитором ПК.

Для сотрудников различных подразделений (финансы, кадры, технические специалисты) оптимальным решением является ноутбук + ПО ВКС.

В настоящее время появились кодеки ВКС, способные создать сеанс ВКС с шестью — восемью участниками без использования отдельного сервера ВКС (MCU). Поэтому у потенциальных заказчиков есть возможность на первом этапе создать сеть ВКС без больших начальных капитальных затрат. Например, собирать участников многоточечного сеанса видеоконференцсвязи на одном из терминалов ВКС.

Еще один способ снизить первоначальные затраты — вместо “железного” терминала приобрести программное обеспечение ВКС. Качество связи (как и цена), конечно, будет ниже, но набор сервисов останется почти таким же.

Заказчику необходимо помнить, что любое, даже самое совершенное оборудование ВКС останется просто “железом”, если каналы не способны обеспечить гарантированного качества связи.

Все проекты ВКС начинаются с требования предоставить самое производительное оборудование и самую широкую полосу пропускания. С течением времени приходит понимание, что стандартом де-факто, обеспечивающим приемлемое бизнес-качество, является полоса 768 кбит/с для работы по корпоративной IP-сети. Возможность организации нескольких локальных ВКС на базе центрального MCU позволяет значительно усовершенствовать бизнес-процессы сразу на нескольких направлениях деятельности компании. Современные серверы ВКС способны создавать несколько многоточечных сеансов связи одновременно. То есть разные подразделения компании могут использовать ресурсы сервера ВКС для многоточечного соединения и при этом не мешать друг другу.

Пример из практики

В завершение приведем конкретный пример требований к ВКС для сетевой компании-заказчика. Этот проект осуществлялся в несколько этапов:

  1.   проектирование инфраструктуры сети;
  2.   установка и настройка магистрального и сетевого оборудования, тестирование каналов связи;
  3.   установка и настройка серверов ВКС и терминального оборудования ВКС в восьми филиалах ФСК   “Магистральные электрические сети” (МЭС);
  4.   установка и настройка терминального оборудования ВКС на предприятиях магистральных сетей (более сорока 40 ПМЭС).

Опыт показывает, что самой сложной и важной задачей в проектах такого уровня становится обеспечение гарантированного качества связи. Поскольку ВКС является синхронным (real-time) приложением, оно очень чувствительно к задержкам и потере пакетов и требовательно к управлению производительностью. Учитывая географическую удаленность филиалов, количество магистрального и сетевого оборудования, проблема с задержкой пакетов и их потерей всегда выходит на первый план. В этом случае большое значение приобретает настройка согласованной работы оборудования и программного обеспечения магистрального сегмента и “последней мили”.

Безусловно, чтобы учесть все описанные моменты и обеспечить высокий уровень аппаратной ВКС, требуются серьезные финансовые ресурсы, многолетний опыт реализации проектов и глубокие профессиональные знания. Достичь этого силами собственной ИТ-службы порой довольно сложно и не всегда оправданно с экономической точки зрения даже для очень крупных корпораций. Именно поэтому некоторые из них начинают отдавать поддержку ВКС на аутсорсинг. О том, с какими проблемами сталкиваются заказчики и исполнители в ходе реализации таких аутсорсинговых проектов, мы расскажем в нашем следующем материале.

Автор статьи — технический директор Optima Integration (“Группа Optima”).