В последний день января председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил 36-cтраничные “Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года”.

В разделе III документа есть подраздел “Развитие профессионального образования и рынка квалифицированного труда, в котором среди прочего отмечается, что по итогам 2011 г. удельный вес численности выпускников образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности, составляет 40%. Оценки аналитиков рекрутингового портала Superjob.ru ещё более пессимистичны. По их мнению, сейчас “в России порядка 65% людей после окончания вуза работают не по специальности и эти показатели ухудшаются с каждым годом”.

В то же время аналитики Superjob отмечают, что в ИТ-отрасли в целом ситуация несколько лучше: в ней лишь около 40% выпускников, обучающихся премудростям информационных технологий, идут работать не по специальности. Понятно однако, что все эти цифры весьма условны и приблизительны. Ведь специальности, которые указаны в дипломах выпускников, практически не пересекаются с кадровыми классификаторами работодателей и рекрутинговых агентств.

Для “сближения” вузов c реальными потребностями работодателей предпринимаются различные шаги. Один из них — разработка ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов*), отвечающих кадровому спросу со стороны различных отраслей (в ныне действующих направлениях ФГОС ВТО можно выделить шестнадцать ИТ-специальностей). Но пока эти ФГОСы составят, пока утвердят, пока вузы разработают под них учебные планы и найдут преподавателей, способных эти планы реализовать, пройдет значительное время. За это время и ФГОСы устареют, да и кадровые потребности отраслей (особенно высокотехнологичных) изменятся. Предсказать же тенденции рынка труда в высокотехнологичных областях (включая ИТ) весьма затруднительно. Эти тенденции можно лишь констатировать и не более чем на несколько кварталов экстраполировать. Поэтому выявить перспективные ИТ-специальности не под силу не только абитуриентам, но и экспертам, дающим советы по карьерному продвижению.

В связи с этим представляет интерес инициатива рекрутингового портала Superjob, который в начале февраля запустил в рабочий режим онлайн-сервис “Superjob для студентов”. Старту данного проекта предшествовал недельный тестовый период, за время которого выявились 284 компании, “готовых помочь студентам начать карьеру правильно” и 1473 студента, которые “уже начали свою карьеру правильно”. Как пояснили мне в Superjob, речь в данном случае идет о том, что уже в тестовый период интерес к этому онлайн-сервису проявили 284 компании, а на объявления этих компаний откликнулись, в общей сложности, 1473 студента. В Superjob мне также рассказали, что около 20% работодателей, зарегистрированных в сервисе “Superjob для студентов”, ищут разного рода ИТ-специалистов и около 23% студентов-соискателей, зарегистрированных в данном сервисе, ищут работу по различным ИТ-специальностям.

“Чем раньше студент зарегистрируется в этом онлайн-сервисе, тем успешнее сложится его карьера. Он обойдет на карьерном пути тех знакомых, которые будут нащупывать свой карьерный путь вслепую”, — считает президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. Он также говорит: “Я с сожалением наблюдаю, как множество людей всю жизнь занимается не своим делом. Это значит, что они не растут карьерно и профессионально, не получают удовольствия от работы, а в 40—50 лет жалуются на дискриминацию при трудоустройстве. А вот тот, кто действительно обучался любимому делу и правильно начал карьеру, опережает таких специалистов в профессиональном развитии. Увы, у нас нет адекватных инструментов профориентации, и в итоге люди чаще всего идут по пути наименьшего сопротивления и ищут работу наугад. В России по пальцам можно пересчитать компании, которые системно занимаются отбором молодежи: идут в вузы, приглашают студентов на практику, а потом отбирают лучших. Но такой процесс взаимодействия с учебными заведениями стоит немалых денег — позволить себе его могут только крупнейшие бренды. Да и количество вузов, которое компании могут охватить подобными программами, очень ограничено”.

К сожалению, портал Superjob.ru не ведет баз данных соискателей и не отслеживает их трудовые биографии даже в добровольном порядке. Он (как и другие job-порталы) лишь “знакомит” работодателей с работоискателями, не интересуясь судьбой этих “знакомств”. Поэтому на основе статистики данного портала не представляется возможным проверить гипотезу о том, что представители поколения Y (люди, родившихся после 1980 г., и характеризующееся глубокой вовлечённостью в цифровые технологии) — в среднем задерживаются на одном рабочем месте не более чем на три года, и, следовательно, за свою жизнь могут успеть поработать в 15—20 компаниях. При столь частых “перелетах” современной молодежи c одного места службы на другое job-порталам безработица явно не грозит.