Проведенная в декабре прошлого года специальная пресс-конференция в Банке Москвы была посвящена в первую очередь планам Сергея Меднова на новом рабочем месте в должности старшего вице-президента, в круг обязанностей которого входит курирование ИТ, а также развитие инновационных направлений банковского бизнеса (на эту должность г-н Меднов перешел из Альфа-банка). В ходе общения с журналистами были затронуты актуальные темы развития банковского бизнеса в сфере электронной коммерции, а также планы Банка Москвы по обслуживанию интернет-магазинов и различных поставщиков услуг. Мы воспользуемся этой встречей и затронутыми на ней вопросами как поводом поговорить об актуальных задачах и проблемах работы российских банков в Интернете, в частности о российском рынке интернет-эквайринга.

За последние примерно десять лет российские банки прошли определенный путь в освоении Интернета, понимании новых возможностей, которые он предоставляет банковскому бизнесу, и новых вызовов. Начинали банки, как известно, с систем дистанционного обслуживания (так называемых “толстых клиентов”), используя Интернет лишь как транспортную среду для коммуникаций с корпоративными клиентами. Продолжили открытием сайтов, которые на первом этапе выполняли представительские, информационные и рекламные функции, а затем на их базе клиентам был предоставлен доступ к расчетному счету с возможностью получения выписки, а затем и возможность самостоятельного проведения операций по клиентским счетам.

И наконец, в последние годы многие банки стали предлагать интернет-магазинам и поставщикам услуг организацию приема и обслуживания карт международных платежных систем (МПС), что на языке МПС и называется эквайрингом, точнее, в данном случае — интернет-эквайрингом. Причем речь идет не только о продаже товаров или электронного контента, но и о реализации железнодорожных и авиабилетов, туристических путевок и даже об оплате услуг ЖКХ.

Участники российского рынка интернет-эквайринга

Лидером российского рынка интернет-эквайринга Сергей Меднов, как и многие, вполне предсказуемо назвал Альфа-банк (рыночная доля которого оценивается экспертами на уровне 40%). В числе других банков, наиболее активно развивающих данное направление бизнеса, он упомянул Сбербанк, “Русский стандарт”, Райффайзенбанк, ВТБ24 и Банк Москвы (долю последнего на сегодняшнем рынке он оценивает в 2%). Отвечая на вопрос о стратегических ориентирах для бизнеса Банка Москвы в плане развития интернет-эквайринга, Сергей Меднов отметил, что банк планирует занять “видимую долю” данного рынка, что, по его оценке, соответствует уровню в “десятки процентов”.

Отметим также, что на российском рынке интернет-эквайринга помимо банков работают процессинговые компании, и некоторые из них с банками вполне успешно конкурируют. Так, процессинговая компания UCS (“Компания объединенных кредитных карточек”) занимает второе место по величине рыночной доли (после Альфа-банка). Здесь следует пояснить, что финансовые расчеты по карточным операциям в рамках платежных систем имеют право осуществлять только банки — члены платежной системы. Процессинговые компании могут лишь иметь специальную лицензию МПС на техническую агрегацию транзакций и их обработку. Поэтому на завершающей стадии такие операции, как взаиморасчеты между банком — эмитентом карты, банком-эквайрером, обслуживающим магазин, и самим магазином или поставщиком услуг, всегда осуществляет банк. Крупные кредитные организации — принципиальные члены МПС часто имеют собственный процессинговый центр как внутреннее (in-house) структурное подразделение и самостоятельно осуществляют весь цикл, начиная с технической обработки транзакций оплаты товаров или услуг карточками, как, например, это делает Альфа-банк.

Независимые или входящие в банковский холдинг процессинговые компании могут работать на рынке как самостоятельные юридические лица и таким образом конкурировать с другими банками под своим брендом, а финальную стадию финансовых взаиморасчетов реализует банк холдинговой группы (в случае с UCS это Росбанк). Банки, не являющиеся членами платежных систем, также могут организовать прием карт к оплате в магазинах, которые они обслуживают, посредством заключения соответствующих договоров либо с банком-членом МПС, либо с процессинговой компанией.

Что касается систем электронных денег “Яндекс.Деньги”, WebMoney или систем электронных платежей ASSIST, QIWI и др., то юридически они не могут считаться конкурентами банков на данном рынке, поскольку организуют и поддерживают расчеты электронными деньгами, а не картами международных платежных систем. Вместе с тем фактически они являются конкурентами банков, а некоторые даже прибегают к новым схемам работы, позволяющим им самим выступать на данном рынке фактически еще и как банковская организация. В качестве примера можно привести группу QIWI: в ее состав с некоторых пор входит банк, что позволяет предлагать клиентам конвертацию денег с карточного счета в электронный кошелек и обратно. Похожий сервис предлагают клиентам “Яндекс.Деньги” в рамках совместного проекта с UCS: для банков, осуществляющих процессинг через UCS, реализован сервис зачисления денежных средств с банковской карты на счет в системе “Яндекс.Деньги” (и обратно) в режиме реального времени. Таким образом, можно констатировать, что фактически участники рынка — банки, процессинговые компании, системы электронных денег — не только конкурируют, но и вполне успешно сотрудничают друг с другом на благо развивающегося рынка интернет-платежей.

Размер рынка

Каков же размер “пирога” российского рынка интернет-эквайринга, на который претендуют лидеры и будущие новые активные участники данного бизнеса? Точные цифры могли бы привести международные платежные системы, отметил Сергей Меднов, но они “не спешат делиться” информацией. По его подсчетам, оборот рынка составляет порядка 5 млрд. долл., что примерно соответствует распространенным экспертным оценкам. Так, согласно некоторым данным, оборот российского интернет-эквайринга по итогам 2012 г. составляет около 6 млрд. долл. (3,5 млрд. — результат 2011 г.). Скажем к слову, что общий размер российского эквайрингового рынка оценивается на уровне 40 млрд. долл., таким образом, интернет-сегмент составляет в нем порядка 15%. При этом, отмечают многие эксперты, особенно важны не столько абсолютные цифры, оценивающие обороты по расчетам банковскими картами в Сети, сколько опережающие темпы роста расчетов по картам в Интернете по сравнению с их использованием для оплаты товаров в традиционной торговой сети. Согласен с такими оценками и Сергей Меднов, который прогнозирует “очень высокие” темпы роста рынка интернет-платежей по банковским картам.

Характерной особенностью российского рынка на нынешней стадии его развития является то, что огромную долю (по оценке экспертов, порядка 1,5—2 млрд. долл.) сегодня составляют операции оплаты железнодорожных и авиабилетов. В немалой степени этому способствовала, несомненно, активность РЖД и авиакомпаний, внедривших в бизнес-практику соответствующие платежные интернет-сервисы. Отметим, что удобство данных сервисов состоит не только в возможности дистанционной безналичной оплаты по карточкам международных платежных систем, но и в дополнительных опциях — возможности выбрать конкретное место, пройти предварительную электронную регистрацию, которая позволяет обойтись без распечатанного бумажного билета и проходить посадочный контроль на основании одного только паспорта. Все вместе это и способствовало росту востребованности данного сервиса и, соответственно, оборотов по данным операциям.

Безопасность расчетов по картам в Сети

Международные платежные системы достаточно серьезно работают над защитой платежных транзакций по карточкам в Интернете. В частности, они рекомендуют банкам и магазинам защищать каналы авторизации транзакций по оплате товаров картами специальными технологиями (3D-Secure — технология платежной системы Visa, Secure Code — Master Card) и даже стимулируют распространение данных технологий безопасных расчетов пониженными комиссиями.

Вместе с тем безопасность расчетов с помощью банковских карт в Сети остается одной из самых болезненных проблем, а уровень карточного мошенничества в Интернете растет из года в год. Специалисты констатируют, что сами по себе протоколы 3-D Secure и Secure Code не гарантируют полной безопасности расчетов. Используя программы-шпионы, мошенники крадут секретные пароли непосредственно с компьютера держателя карты; возможна компрометация паролей и со стороны мошеннических магазинов путем отправки держателю карты ложных запросов на аутентификацию.

Конечно, проблема безопасности имеет не только технологическую сторону. С большой долей уверенности можно сказать, что одним из самых серьезных факторов риска является отсутствие культуры пользования картами у их владельцев. Специалисты с сожалением констатируют, что, сколько банки ни предупреждают своих клиентов о такой, например, разновидности мошенничества, как фишинг, клиенты все равно продолжают заходить на якобы банковские сайты, специально открытые мошенниками для этой цели и добровольно оставляют там идентификационные данные своих банковских карт.

Имеются и другие проблемы, в частности юридического характера. Трансграничный характер мошенничества с картами, слабое взаимодействие специализированных служб, несовершенство национальных законодательств, когда не только сложно выявить карточное мошенничество, но даже и выявленный фрод сложно классифицировать как уголовное преступление, а стало быть, практически невозможно наказать мошенника и вернуть деньги их владельцу. Все эти факторы вместе, как свидетельствуют эксперты, давно уже вывели карточное мошенничество на уровень прибыльности наркобизнеса.

Вместе с тем оплата услуг и товаров по банковской карточке в Интернете — это удобно и просто, поэтому рынок расчетов в Сети будет расти и дальше, несмотря ни на что. Это очевидно всем, специалистам и неспециалистам, поэтому представляется совершенно обоснованным то, что банки ориентируются на рост рынка интернет-эквайринга в ближайшем будущем.

Мобильные платежи и другие актуальные электронные сервисы

Мобильные платежи — еще одно очень перспективное направление банковского бизнеса, уверен г-н Меднов. Количество мобильных устройств на руках у людей уже настолько велико, что, как он отметил, в текущем году трафик с мобильных устройств впервые превысил трафик, генерируемый стационарными компьютерами. Банк Москвы также будет активно развивать данное направление, создавая современные мобильные приложения с упрощенными интерфейсами. Развитию мобильных платежей, считает Сергей Меднов, будет способствовать и сотрудничество с мобильными операторами в плане их участия в процессинге операторских платежей.

В заключение старший вице-президент Банка Москвы отметил еще один сегмент рынка, на котором банки будут активно конкурировать друг с другом, — рынок электронных услуг для корпоративного сектора, а именно — бухгалтерские услуги по схеме аутсорсинга для малых и средних предприятий (посредством специализированных порталов), реализация электронных расчетов с поставщиками, организация электронных торговых площадок.