Теперь, когда ОС Windows 8 допущена к производству, пора сравнить ее с применяемой сегодня Windows 7.

Сможет ли новая ОС Microsoft сравниться с (а может, и превзойти) Windows 7, или Microsoft придется доработать свой продукт, чтобы оптимизировать его производительность?

До этого я уже сравнивал версии Windows 8 Consumer Preview и Windows 8 Release Preview.

Аппаратное обеспечение

Для сравнительного тестирования обеих систем использовалась следующая конфигурация, специально построенная для таких тестов: процессор Intel Core i7-2600K; ОЗУ Crucial 4GB DDR3 1600 (PC3 12800); видеокарта EVGA 01G-P3-1460-KR GeForce GTX 560; системная плата GIGABYTE GA-Z77MX-D3H; жесткий диск Western Digital Caviar Black WD1002FAEX на 1 Tб с предустановленной 64-разрядной ОС Windows 8 RTM; блок питания CORSAIR Enthusiast Series TX650 V2 650W.

Все компоненты системы имели заводские настройки, без разгона. Были установлены все драйверы и обновления, а также необходимые тестовые программы. До проведения тестирования жесткий диск был дефрагментирован с применением штатного инструмента Windows.

Данные об ОС Windows 8 Consumer Preview и Windows 7 были доступны из прошлого тестирования Windows 8, проведенного в апреле, и тестирования Windows Release Preview, прошедшего в июне.

Тесты

При тестировании я решил использовать как реальные, так и синтетические тесты. Каждый тест был проведен трижды, а результаты приведены к среднему арифметическому значению.

Время загрузки было измерено при помощи удобного инструмента BootRacer. Он измеряет как время, необходимое для загрузки приветствия Windows, так и время загрузки рабочего стола.

Время перекодирования аудио: я перекодировал тестовый аудиофайл из WAV в MP3, используя iTunes. Этот тест позволяет определить, насколько система способна обрабатывать мультимедийные файлы.

Время перекодирования видео: тестовый видеофайл был мною перекодирован из DVD в MP4 при помощи Handbrake. Этот тест позволяет измерить способность системы обрабатывать мультимедийные файлы.

Для сравнительного тестирования использовался ряд тестовых программ:

PCMark 7 — стандартный отраслевой синтетический тест для измерения производительности процессора, жесткого диска, твердотельного накопителя, ОЗУ и графической карты;

3DMark 11 — набор из шести требовательных к аппаратному обеспечению тестов, измеряющих производительность графической карты игровых компьютеров;

FurMark — стресс-тест режима VGA, тест производительности графического процессора и отличный сравнительный тест для OpenGL. Это очень мощный и требовательный к производительности тест, который может повредить (а иногда и вывести из строя) аппаратное обеспечение, если его использовать неправильно, поэтому я не рекомендую использовать его для тестирования системы, если вы не знаете точно, что делать, и не понимаете степень риска;

Cinebench 11.5 — кроссплатформенный набор тестов с использованием реальных нагрузок, который служит для оценки производительности центрального и графического процессора компьютера;

Heaven 3.0 — тест для оценки производительности графического процессора при использовании DirectX 11 на базе мощного игрового движка UNIGINE. Этот тест не только обеспечивает максимальное количество кадров в секунду, но также определяет минимальное их количество, что полезно при фиксации снижения производительности при высоких нагрузках;

сравнительное тестирование, использующее встроенные средства оценки производительности в игре Alien vs. Predator (“Чужой против Хищника”). Данный тест проходит при разрешении экрана 1920×1080 и подключении DirectX 11. Это тест реальной производительности игровых систем.

Результаты тестирования

Как я уже говорил, каждый тест проводился трижды. Между тремя тестированиями любого из тестов не замечено значительных различий, и это постоянство дает мне уверенность в корректности результатов.

Время загрузки: Windows 8 RTM полностью загружает рабочий стол на одну секунду раньше, хотя загрузка приветствия Windows занимает столько же времени, как и в случае с версией Release Preview.

Перекодирование аудио: Большой разницы между результатами Windows 8 RTM и Windows 8 Release Preview мною не замечено, хотя обе ОС значительно опережают Windows 7. Преимущества новых ОС Windows особенно заметны при перекодировании больших файлов.

Перекодирование видео: Windows 8 RTM в этом тесте несколько опережает Windows 8 Release Preview,а она, в свою очередь, лучше перекодировала видео в Handbrake, чем Windows 7. Снова оговорюсь, что разница заметна только при перекодировании больших файлов.

PCMark 7: И снова Windows 8 RTM показывает значительно лучшие результаты, чем Windows 7. Улучшения в большей степени основаны на результатах ОС в “креативных” приложениях, которые измеряют производительность в работе с мультимедиа и DirectX. Однако в этом тесте Windows 8 RTM, Windows 8 Release Preview и Windows 8 Consumer Preview не показали больших различий в производительности.

Тесты 3DMark 11 и FurMark также особых различий в производительности не выявили.

Cinebench 11.5: здесь OpenGL работает немного быстрее в среде Windows 7, но разница между результатами ОС незначительна.

Heaven 3.0: При тестировании Windows 8 Consumer Preview я был обеспокоен результатами, согласно которым минимальная частота кадров в секунду была ниже, чем у Windows 7, — это означало, что резкие снижения производительности видео в играх в новой ОС заметнее, чем в среде Windows 7. Я посчитал это важным, так как чем ниже частота кадров в секунду при падении производительности, тем хуже ощущения от видеоигр.

Однако в Windows 8 Release Preview разработчики усовершенствовали код и повысили производительность до уровня Windows 7. В версии RTM, похоже, Microsoft — возможно, усовершенствовав драйверы графической карты, — улучшила этот результат.

Это отличные новости для геймеров, которые планируют переход на Windows 8.

Alien vs. Predator: в этом тесте ОС не показали больших различий в производительности.

Выводы

Из полученных результатов можно сделать некоторые интересные выводы. Первый и самый очевидный: Microsoft постаралась снизить время загрузки системы, как и обещала.

Мы давно уже не перезагружаем системы так часто, как раньше, но более быстрая загрузка — это приятно, и ПК, который быстрее загружает приветствие и рабочий стол, способствует более позитивному впечатлению и от самой Microsoft, и от сборщиков систем на основе ОС Windows.

Гибридная загрузка системы, прошивка UEFI и более отлаженный режим перехода в состояние сна еще больше ускоряют начальную загрузку Windows 8.

Стоит отметить и тот факт, что в синтетических игровых тестах различия между Windows 7, Windows 8 RTM, Consumer Preview и Release Preview минимальны. Обычно AMD и NVIDIA требуется некоторое время, чтобы оптимизировать и улучшить свои драйверы под новую операционную систему, что может занять несколько месяцев, и только тогда показатели производительности старой и новой ОС могут сравниться.

На этот раз, кажется, всё произошло достаточно быстро, и мы видим реальную производительность новой системы, сравнимую с производительностью испытанной ОС. Можно предположить, что с течением времени разработчики графических карт смогут обеспечить некоторое повышение производительности ОС.

Этому обрадуются все, кто планирует сменить свою ОС на Windows 8, а заодно и те, кто стремится выжать максимальную производительность из имеющегося аппаратного обеспечения.

Заметны улучшения и в области перекодирования видео и аудио. Собственно этого я и ожидал от Microsoft. В данной области компания стремится постоянно совершенствовать свои ОС, и тенденция эта прослеживается и в Windows 8. Ввиду того, что мы делаем больше фотографий и снимаем больше видео, то есть потребляем больше контента, способность ОС обрабатывать мультимедиа быстрее и лучше приветствуется.

Интересно, что Windows 8 RTM, Release Preview и Consumer Preview неожиданно показали более высокие, чем у Windows 7, результаты в PCMark 7. В другом случае такая разница меня насторожила бы и я списал бы ее на баг теста. Учитывая, однако, что улучшения производительности в большинстве своем относятся к “креативным” приложениям и более высокая производительность заметна в других тестах при работе с мультимедиа, я пришел к выводу, что таковые улучшения действительно налицо.

Протестировав в апреле Windows 8 Consumer Preview, я был недоволен результатами ОС в тесте Heaven 3.0. Минимальная частота кадров в секунду указывала на то, что этот показатель в Windows 8 Consumer Preview ниже, чем в Windows 7.

Если расценивать это с точки зрения реальной производительности системы в видеоиграх, то в Windows 8 визуализация видеоигр была бы хуже. Но, кажется, Microsoft продолжает совершенствоваться в этой сфере, и при использовании версии Windows 8 RTM я не столкнулся с таким падением производительности видео, как в Windows 8 Consumer Preview.

С точки зрения производительности я весьма доволен результатами Windows 8. Хотя между производительностью Windows 8 Release Preview и новой Windows 8 RTM нет значительной разницы, уровень быстродействия стабилен, и там, где новая ОС отставала от Windows 7, Microsoft приложила соответственные усилия для решения проблем.