В этом году девятый форум eLearnExpo привлек особое внимание специалистов в области образования. Дело в том, что за время, минувшее с предыдущего форума, в области электронного обучения произошли очень важные изменения. В конце февраля текущего года был принят долгожданный федеральный закон, который значительно расширяет возможности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в системе государственного образования.

Законодательная база

До последнего времени отсутствие такого закона и соответствующей нормативной базы сильно тормозило продвижение дистанционного образования (ДО) в нашей стране, поскольку государственные образовательные учреждения не могли легально применять методы e-Learning в учебном процессе. “К сожалению, в течение прошедших девяти лет развитие технологической базы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий шло скорее назад, чем вперед”, — посетовал Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы.

Но теперь ситуация в корне изменилась “Закон № 11 легитимизировал понятие электронного обучения как особого способа реализации образовательных программ, — объяснил г-н Смолин. — В нем также содержится положение, что электронное обучение и дистанционные образовательные технологии можно использовать при реализации всех образовательных программ. Это очень важно. До сих пор существовало мнение, что эти технологии и заочную форму обучения невозможно применять по многим учебным программам. Кроме того, в законе говорится, что в условиях лицензирования образовательной деятельности должны учитываться возможности реализации образовательных программ с помощью электронного обучения и дистанционных образовательных технологий”.

Чтобы подчеркнуть значение нового закона, он отметил, что в последнее время российская образовательная политики часто шла по пути построения элитарной системы образования: одной — для людей состоятельных и другой — для всех остальных. “Но чтобы обеспечить высокий человеческий потенциал страны, без которого невозможна модернизация, необходимо, — убежден Олег Смолин, — сделать образование доступным для всех граждан. На это и направлен закон № 11, потому что он расширяет доступ к образованию”.

Однако одного закона недостаточно для массового распространения e-Learning. Нужны подзаконные нормативные акты. Работа над ними уже идет, но при этом не обходится без проблем. “По нашим оценкам, придется вносить изменения в несколько десятков подзаконных правовых актов, а сделать это порой бывает не легче, чем добиться принятия закона”, — сказал Олег Смолин.

E-Learning в вузах

Несмотря на все препятствия, некоторые вузы активно внедряют дистанционные технологии в обучение. На форуме некоторые из них поделились практическим опытом в этом направлении.

По словам Владимира Кнышева, директора центра информационных образовательных технологий МГУУ, в вузе создан образовательный портал, на котором представлены учебные курсы, тесты, электронные учебные материалы, личные странички преподавателей, презентации, видеозаписи защит диссертаций, тематические форумы для студентов.

Но работа по его созданию проходила довольно болезненно, была масса проблем, причем главные из них — организационные, связанные с настороженным отношениям профессоров и преподавателей к этому новшеству. “Им было непонятно, как это будет оплачиваться, — объяснил Владимир Кнышев. — Кроме того, преподаватели не хотели, чтобы их материал скачивали, поэтому мы его стали переводить в формат flesh, чтобы можно было только смотреть”.

Он также отметил методические сложности: “Разные дисциплины требуют разных методов применения ДО, нет универсального подхода. Нужны методики обучения с использованием дистанционных технологий. Кроме того, остаются открытыми вопросы, покупать курсы или делать самим и как организовать распределение очной и заочной форм обучения”.

Но эти вопросы нужно решать, потому что, по мнению Владимира Кнышева, сейчас студенты очень продвинуты в области ИТ и мотивированы на учебу, и задача вуза — предоставить обучение в самом современном виде.

К сожалению, на форуме было мало докладчиков от вузов. Возможно, это связано с тем, что закон о ДО появился лишь недавно. Основную часть выступавших составили представители коммерческого сектора.

Сочетание традиций и новаторства

По словам Олега Смолина, дистанционные технологии никогда не вытеснят педагога из образования. Они призваны лишь изменить характер взаимодействия учителя и ученика, расширить их возможности.

Судя по докладам на форуме, многие игроки из корпоративного сектора образовательных услуг действуют именно в этом русле. Так, Дмитрий Изместьев, директор учебного центра “Сетевая Академия ЛАНИТ”, представил технологию персонального обучения, при котором учащиеся, находясь в классе, слушают видеокурс, а преподаватель им помогает, давая пояснения и отвечая на вопросы. “Такой подход применяется на Западе более десяти лет, а мы первые, кто решил его внедрить в России, — сказал г-н Изместьев. — Главное, что в одном классе можно учить людей по совершенно разным курсам, если преподаватель их знает и может помочь каждому. Это очень сильно облегчает набор групп для обучения”.

Люди, добавил он, положительно оценивают персональное обучение, причем его эффективность подтверждают результаты независимых тестов. Но у такого подхода есть своя специфика. Например, нужно специально готовить видеоконтент, а не просто снимать лектора на видео. Кроме того, меняется роль самого преподавателя, он должен уметь управлять процессом обучения. Например, если учащийся уже знает часть учебного материала, ему можно дать задание посложнее. Поэтому требуется специальная подготовка преподавателей. “Сетевая Академия ЛАНИТ” применяет персональное обучение уже не первый год и готова поделиться своими курсами, наработками и ноу-хау.

Гибридный метод применил и учебный центр “Микроинформ”, когда в прошлом году была поставлена задача обучить три тысячи специалистов Федеральной налоговой службы в дистанционном режиме. Как рассказал Олег Литвинов, заместитель директора учебного центра “Микроинформ”, для этого была создана методика очного дистанционного обучения (ОДО): “Занятия проходили в реальном времени в аудитории в непосредственном взаимодействии с преподавателем. По сути это вебинары”.

По его словам, опыт показал, что эффективность ОДО в значительной степени зависит от четкой организации курсов на месте их проведения. Но в целом эффективность ОДО на 20% ниже, чем у очного обучения, поэтому пришлось увеличить длительность курсов. Главная выгода такого подхода — экономия расходов на командировки.

Судя по докладам на форуме, сейчас вебинары уже перестали быть экзотикой, а стали привычным инструментом передачи знаний. Так, опытом их проведения поделился Эдуард Бабушкин, главный редактор портала HRM.ru, предназначенного для специалистов по управлению кадрами: “У нас каждую неделю проходят вебинары, на которых выступают либо сами специалисты по кадрам, либо поставщики технологий. Для первых участие бесплатное, а для вторых — платное, причем прямая реклама не допускается. Для слушателей все бесплатно. Такой подход удобен для всех участников, причем отсутствие прямой рекламы только играет на руку поставщикам”.

Но несмотря на явные преимущества вебинаров, в России рынок таких услуг еще невелик. По оценке “Коммерсанта”, в 2001-м его объем составил порядка 3 млн. руб., что не превышает 1—1,5% от американского. Однако высокий темп роста — 100% в год — и низкий порог входа на рынок привлекают новых игроков. Подъему также способствуют рост числа госзаказов и поглощение некоторых игроков телекомоператорами.

Новые тенденции e-Learning

В последнее время главными двигателями развития ИТ-рынка стали облачные, мобильные и социальные технологии. Все эти тенденции проявляются и в области электронного обучения.

О переходе на мобильные рельсы рассказала Елена Тихомирова, генеральный директор компании “Центр eLearning”: “Обучение должно быть доступно всегда и везде, т. е. быть мобильным. Но это не просто адаптация обычного обучения под мобильные устройства. Это новый подход, объединяющий подсказки, справочники, помощники, мини-курсы и всю информацию, которую можно использовать при необходимости”.

По ее мнению, наиболее эффективное обучение происходит тогда, когда человек сам этого хочет, иначе возможно отторжение. Существующие технологии уже позволяют реализовать такой мобильный подход, который является естественным шагом вперед в технологии обучения.

Свой вклад в продвижение облачных методов в сферу образования внесла Microsoft, которая в прошлом году запустила облачный сервис Office 365. Теперь компания решила расширить возможности использования этого сервиса в системе образовании.

Как сообщил Александр Яшуков, менеджер по работе с органами управления образованием Microsoft в России, с 1 июня образовательным учреждениям бесплатно доступен целый ряд онлайновых сервисов, которые входят в систему Office 365. Правда, это касается только текущих подписчиков на ПО Microsoft. Предусмотрено три тарифных плана, из которых полностью бесплатным является лишь один, подразумевающий доступ к офисным приложениям Office Web Apps, серверу электронной почты Exchange Online, корпоративному порталу SharePoint Online (с ограниченным дисковым пространством) и системе аудиовидеоконференций Lync Online. Два других тарифа, включающих расширенные возможности (например, доступ к Office Pro Plus), подразумевают ежемесячную плату. Более подробная информация представлена на образовательном портале Microsoft Live@edu.

Что касается применения для обучения социальных технологий, то здесь опытом поделалось агентство GreenPR, предлагающее услуги маркетинга в социальных сетях. Как рассказал Евгений Царьков, исполнительный директор GreenPR, в компании был проведен эксперимент: “В корпоративный учебный портал встроили сервис социальной сети и предоставили к нему доступ всем пользователям. Это позволило перейти от подхода насильственного распространения информации, известного как push, к подходу pull, когда человек сам подписывается на тематические разделы и в результате создается сообщество”.

По мнению Евгения Царькова, такой сервис позволяет реализовать неформальное обучение, поскольку дает возможность следить за мнениями лидеров и экспертов, оперативно делиться найденными сведениями с группой коллег и распространять свою собственную информацию. Но при этом важно гибко управлять группой. Этим занимается куратор группы, который принимает заявки от ее участников, рассматривает их и допускает к слушанию. Он также отвечает за загрузку контента.

Перспективы e-Learning

С развитием ИТ методы ДО совершенствуются и дистанционное обучение получает все более широкое распространение среди людей. Об этом свидетельствует исследование, проведенное в нынешнем году маркетинговым агентством FDGroup по результатам уличного опроса 400 человек в возрасте от 16 до 45 лет. Оказалось, что примерно три четверти респондентов знает, что такое ДО, а 11% учились дистанционно, но из них менее половины (45%) полностью удовлетворены качеством обучения, а 41% — удовлетворены более-менее. Это говорит о необходимости улучшать качество дистанционного образования.

В области e-Learning есть и другие проблемы. По мнению Елены Тихомировой, потребность в обучении в значительной степени зависит от стремления компаний повышать квалификацию сотрудников: “К сожалению, в России это не на первом месте. Зачастую отделы, занятые обучением кадров, не имеют доступа к бюджету, а руководство не понимает, что повышение квалификации персонала является двигателем бизнеса, инструментом стратегического развития. Но если компания понимает, какой ей требуется объем обучения и сколько нужно курсов, то ей сразу становится ясно, что за счет только очного обучения это реализовать трудно, и тогда возникает спрос на ДО. У нас есть такие компании, но их считанные единицы. Поэтому и рынок услуг e-Learning пока невелик”.