Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является базовым для всей экономики нашей страны. Будучи одной из крупнейших отраслей, он крайне важен для всех остальных предприятий и организаций, а потому его развитие находится под самым пристальным вниманием государства, которое выступает и в роли регулятора, определяющего стратегию развития. У одного из ведущих игроков российского рынка BI — компании “Прогноз” — богатый опыт работы в ТЭК как с коммерческими компаниями, так и с госорганами. Рассказать о нем мы попросили руководителя направления корпоративных решений компании “Прогноз” Михаила Федорова.

Каковы специфические особенности информационно-аналитических систем, которые компания “Прогноз” разрабатывает для предприятий ТЭК?

Во-первых, это их функциональность. Разрабатываемые нами информационно-аналитические системы (ИАС) отличает широта охвата задач, важных для предприятий ТЭК — как для средних компаний, так и для крупных холдингов с многопрофильной деятельностью и разветвленной организационной структурой. Начиная от задач для высшего руководства по мониторингу и анализу производственной, инвестиционной и финансово-экономической ситуации в компании, по прогнозированию ключевых показателей ее деятельности — и до автоматизации бизнес-процессов бюджетирования (ведение первичных бюджетных заявок, калькулирование себестоимости продукции, оперативное финансовое планирование), формирования и консолидации отчетности. Помимо этого мы зачастую обеспечиваем заказчикам доступ к различным платным и бесплатным внешним источникам информации по ТЭК и другим отраслям. На основе информации из подобных источников мы помогаем решать задачи мониторинга, анализа и прогнозирования показателей внешней среды (включая объемы потребления и цены на продукцию, объемы производства конкурентов и рынки их присутствия).

Во-вторых, в случае изменения финансовой структуры компании, направлений ее деятельности, рыночных условий и т. п. разрабатываемые нами системы допускают гибкую перенастройку, не требуя при этом внесения изменений в программный код. Визуальные инструменты ИАС помогают вести справочники, описывать показатели предметной области и задавать алгоритмы их расчета. Предприятие получает возможность динамически сопровождать все информационные объекты ИАС, обеспечивая тем самым актуальное состояние информационного обеспечения системы.

“Прогноз” делает разработки для государственных ведомств, позволяющие отслеживать, анализировать и прогнозировать развитие ТЭК страны. Какие источники данных используются в подобных системах? Предусмотрено ли в ИАС для предприятий ТЭК использование прогнозных показателей для отрасли в целом, формируемых в ваших системах, которые создавались по заказам государственных ведомств?

Таких источников, как российских, так и международных, очень много: это данные госорганов, статистических ведомств (например, Росстата, Евростата), информационных агентств, а также информация от самих предприятий ТЭК. В наших проектах используются данные Международного энергетического агентства (IEA), Организации стран — экспортеров нефти (OPEC), Всемирного энергетического совета, Ассоциации производителей возобновляемых видов топлива, компании British Petroleum и многие другие. Макроэкономические показатели поступают из Всемирного банка, Организации объединенных наций, Международного валютного фонда и пр.

В рамках своих проектов в коммерческом секторе мы предлагаем предприятиям возможность использования отраслевых прогнозных показателей, которые формируются в системах “Прогноза”, созданных для госорганов. В частности, в одном из крупнейших российских нефтегазовых холдингов использовались наработки по прогнозированию параметров ТЭК и макроэкономических показателей всей страны, полученные в рамках проектов для ряда государственных ведомств.

Расскажите о наиболее интересных разработках “Прогноза” для государственных органов, контролирующих ТЭК. Участвует ли ваша компания в работе по сопровождению и совершенствованию аналитических моделей, применяемых в этих системах?

В числе наиболее интересных проектов такого рода — разработка ИАС топливно-энергетического комплекса для Минэнерго России. С ее помощью формируются основные направления государственной энергетической политики и балансы топливно-энергетических ресурсов, анализируются мировые энергетические рынки, строятся сценарии развития мировой энергетики и планы международного сотрудничества. Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона “О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК)” опыт, накопленный в ИАС Минэнерго, будет использоваться при создании ГИС ТЭК.

Помимо российских государственных органов, контролирующих ТЭК, были выполнены проекты по разработке моделей энергетического сектора для Центра развития при Госсовете Китая, Государственной электроэнергетической компании Китая и Казахстанской компании по управлению электрическими сетями. Эти модели предназначены для средне- и долгосрочного прогнозирования потребностей в электроэнергии и топливно-энергетических ресурсах со стороны отраслей экономики и населения по регионам и странам мира, а также для прогнозирования объемов генерации и транспортировки электроэнергии.

Какова специфика создания таких систем, если заказчиками выступают органы государственного управления зарубежных стран? Можно ли их разработку свести к простой настройке тех решений, которые “Прогноз” создал для российских госорганов?

В целом задачи, стоящие перед органами государственного управления зарубежных стран, аналогичны российским: это мониторинг ситуации в ТЭК, анализ производственных, экономических и кадровых показателей, анализ технологического развития отрасли, моделирование того или иного воздействия государственной политики на развитие ТЭК, прогнозирование ситуации с учетом внешних условий. Тем не менее, по нашему опыту, такие системы остаются в большей степени уникальными: особенно это относится к решению задач отраслевого прогнозирования. Каждый заказчик имеет свою специфику, свои сформировавшиеся подходы к работе с информацией. В разных странах ситуация с отраслевыми данными складывается по-своему. Мы стараемся регулярно обобщать опыт работы с российскими и зарубежными госорганами и формируем набор типовых инструментов для ТЭК, которые могут быть оперативно адаптированы для новых заказчиков.

Аналитическая платформа PROGNOZ, на которой базируются все прикладные системы “Прогноза”, в этом году впервые помещена компанией Gartner в ее знаменитый магический квадрант. Может ли это каким-то образом способствовать участию “Прогноза” в международных проектах, имеющих отношение к отрасли ТЭК?

Конечно, мы ожидаем, что включение нашей платформы в Gartner Magic Quadrant положительным образом отразится на участии “Прогноза” в международных проектах. Во-первых, при выборе поставщика для заказчиков гораздо больший интерес может представлять решение, которое признано авторитетными международными экспертами. Во-вторых, в ходе подготовительной работы, предшествовавшей включению в квадрант, наша компания выполнила огромную работу по совершенствованию инструментов аналитической платформы с учётом требований и рекомендаций ведущих экспертов. Все это находит отражение в новой функциональности нашей BI-платформы PROGNOZ Platform, что, как мы ожидаем, будет способствовать большей востребованности построенных на ее основе прикладных решений.

В общих чертах понятно, как оценивать экономический эффект от использования решений “Прогноза” предприятиями коммерческого сектора. Оценивают ли каким-то образом эффект от внедрения ваших систем государственные ведомства? Какие показатели наряду с финансовыми могут характеризовать отдачу от применения ими ИАС “Прогноза”?

Для выполнения своих функций государственные органы должны уметь разносторонне оценивать текущую ситуацию в отрасли ТЭК, прогнозировать ее развитие при различных вариантах государственной политики и в случае изменения внешних условий. Сделать это непросто: сложно собирать данные о ситуации в ТЭК, когда информация поступает по различным каналам и не является согласованной, когда отсутствует общий информационно-аналитический ресурс, который обеспечил бы сотрудникам и руководству государственных органов единую точку доступа к первичной информации о деятельности ТЭК. Среди важных для них результатов наши заказчики отмечают создание единого информационного пространства, содержащего непротиворечивые данные по показателям ТЭК и гармонизированную нормативно-справочную информацию, повышение оперативности процессов сбора и аналитической обработки первичных данных о ситуации в ТЭК, снижение трудоемкости и сокращение сроков подготовки отчетности, повышение точности прогнозирования отраслевых показателей развития ТЭК.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ "ПРОГНОЗ"