В кризис ИТ-рынок сократился и в мире, и в России, но потребность в информационных технологиях не исчезла, поскольку бизнес сейчас зависит от них. Время от времени компаниям приходится обновлять и улучшать ИТ-инфраструктуру, что сопровождается обновлением продуктов и обучением специалистов. В рамках стратегии по модернизации экономики внимание ИТ уделяет государство. Все это говорит о востребованности услуг ИТ-образования. Но так ли это? Перемены в сфере ИТ-обучения обсуждают представители учебных центров (УЦ).

От выживания к развитию

Из-за кризиса сегмент обучения пострадал еще больше, чем весь ИТ-рынок, так как в первую очередь заказчики сокращали бюджеты на эти цели. Теперь ситуация в ИТ-отрасли постепенно улучшается. А как чувствуют себя учебные центры?

По мнению экспертов, дела идут на поправку, потому что ИТ-рынок активизировался и тянет за собой рынок ИТ-обучения. Согласно исследованию аналитической фирмы Gartner, сейчас российские компании уделяют значительное внимание модернизации компьютерного парка, автоматизации бизнес-процессов и внедрению новых бизнес-приложений, обновляют и расширяют парк серверов, оптимизируют ИТ-инфраструктуру. При этом 96% респондентов планируют реализацию ИТ-проектов. А многие проекты влекут за собой необходимость подготовки и переподготовки персонала.

По оценке Игоря Морозова, ректора “Академии АйТи”, сегмент ИТ-обучения растет теми же темпами, что и ИТ-рынок в целом, на 15—20% в год, и на сегодняшний день приблизительно достиг докризисного состояния. Но если в первое время после кризиса речь шла, как правило, только о выживании, то сейчас можно говорить и о развитии. Основные направления роста г-н Морозов связывает с обновлением программного обеспечения и оборудования, а также с увеличением корпоративных затрат на новые ИТ-проекты.

Это мнение разделяет Дмитрий Гудзенко, директор УЦ “Специалист” при МГТУ им. Н. Э. Баумана: “Рынок ИТ-обучения вернулся к докризисному уровню в 2011 г., но мы уже в 2010-м превзошли докризисный уровень, а в 2011-м рост составил 35% по сравнению с 2008-м”.

По некоторым направлениям ИТ-обучения спрос не упал даже в кризис. По словам Ильи Андреева, руководителя отдела организации обучения фирмы “1С”, спрос на услуги центров сертифицированного обучения “1С” (ЦСО “1С”) рос и в кризисный период, а по его окончании — ускорился, и в 2011-м число обученных выросло на 34% по сравнению с 2010-м.

Но некоторые направления ИТ-обучения в кризис пострадали особенно сильно. Так, экономический спад пагубно сказался на рынке подготовки ИТ-специалистов управленческого уровня. По оценке Александра Соколова, директора Школы IT-менеджмента РАНХиГС при президенте РФ, после 2008-го количество слушателей программы MBA-CIO упало примерно на 10% и на протяжении трех лет держится на одном уровне. Однако он видит в этом и положительные моменты: “Многие слабые программы, открывшиеся на волне бума до кризиса, закрылись. В результате наша доля на рынке программ бизнес-образования со специализацией в области ИТ за это время значительно выросла”.

Заказчики: кто они?

Заказчиками услуг ИТ-образования являются организации (государственные и коммерческие) и сами люди. Изменение соотношения спроса между этими категориями является надежным индикатором кризиса, потому что в условиях экономического спада компании начинают экономить, а их сотрудники, наоборот, более активно оплачивают обучение сами, чтобы получить прибавку к зарплате, найти новую работу и т. д. Соответственно в кризисный период количество корпоративных слушателей снижается, а число индивидуальных слушателей растет. Сокращение этой разницы и рост числа корпоративных слушателей свидетельствуют о преодолении кризисных явлений.

Общее соотношение этих сегментов на рынке оценить сложно, так как в каждом учебном центре оно свое, в силу сложившихся обстоятельств и специализации. По словам Андрея Чумакова, директора УЦ РДТЕХ, основными клиентами являются системные интеграторы, государственные организации и банки. Он также отметил рост спроса со стороны розничных торговых сетей.

В УЦ “Специалист” 41% приходится на корпоративных клиентов и 59% — на индивидуальных слушателей. “Но эти цифры условные, поскольку многие компании оплачивают обучение своим сотрудникам, а формально эти слушатели считаются индивидуальными, — объяснил Дмитрий Гудзенко. — Так что на самом деле корпоративных слушателей не менее 50%”.

А в Школе IT-менеджмента больше двух третей слушателей оплачивают обучение самостоятельно. “Но даже из оставшейся трети я бы выделил только единичные случаи, когда компания осознанно посылает на обучение ИТ-директора или претендующего на этот пост работника. Подавляющее же большинство “выбивает” оплату за обучение”, — сказал Александр Соколов.

В ЦСО “1С” на корпоративных заказчиков приходится около 34% слушателей, а на безработных из центров занятости — 5%. Остальные — индивидуальные лица: студенты и выпускники вузов (22%), бухгалтеры (7%), программисты (4%) и другие специалисты (5%). Но Илья Андреев отметил некоторые перемены: “В связи с изменением порядка учета для казенных, бюджетных и автономных учреждений доля слушателей по программам автоматизации учета в государственных учреждениях в 2011 г. по сравнению с 2010-м увеличилась практически вдвое, достигнув 20%”.

Форма и содержание

Как уже отмечалось, ИТ-обучение следует за развитием ИТ-рынка, а он быстро меняется: появляются новые технологии, версии продуктов, запросы заказчиков. Учебные центры стараются учитывать эти тенденции, подстраиваясь по требования рынка.

Все эксперты единодушно отметили рост спроса на дистанционное и смешанное обучение. Так, в “Академии АйТи” активно развивается направление вебинаров, а также смешанных форматов, когда очное обучение сочетается с дистанционным. А УЦ “Специалист”, по словам Дмитрия Гудзенко, первым в России начал проводить вебинары, причем учиться в таком режиме слушатели могут даже на мобильных и планшетных устройствах независимо от места своего нахождения: “Вебинары — наш ответ на рост спроса на качественное ИТ-обучение за пределами Москвы и на рост мобильности современного человека”.

В ЦСО “1С” в последние два года тоже все более популярными становятся вебинары, динамика роста спроса на которые достигает 70% в год. При этом обеспечивается обратная связь с преподавателем. “Слушатель может задать вопрос в режиме чата, а преподаватель проговаривает вопрос и ответ всей группе, — объяснил Илья Андреев. — Кроме того, поддерживается специализированный интернет-ресурс, с которого отставшие от группы слушатели могут считать актуальную базу данных с корректно выполненными заданиями”. Учебный центр РДТЕХ также увеличивает объём дистанционного и электронного обучения.

На спросе на обучение, безусловно, отражаются и последние тенденции в области технологий. Так, Игорь Морозов отметил рост популярности курсов по облачным вычислениям и особенно по виртуализации. В несколько меньшей степени слушатели интересуются курсами на тему свободного ПО. Что касается авторизованных курсов, то он выделил в качестве крупных направлений технологии SAP, Huawei и Autodesk.

Дмитрий Гудзенко, напротив, отметил рост спроса на курсы по свободному ПО, в частности по Linux/FreeBSD. Но еще более высокими темпами, по его словам, растет интерес к мобильным технологиям и к профессии разработчиков мобильных приложений под Facebook, Android, iPad, iPhone и т. д. Кроме того, опережающими темпами растет спрос на обучение по направлениям “Управление проектами” и “Курсы для руководителей”. Реагируя на изменение спроса, УЦ “Специалист” открыл в 2011 г. более ста новых курсов.

Что касается ЦСО “1С”, то там, естественно, программы обучения следуют за развитием платформы “1С”. “В дополнение к уже существующим обзорным курсам по “1С:Предприятию” 8 появились специализированные, — сообщил Илья Андреев. — Чтобы упростить процесс освоения профессии программиста, подготовлен новый курс “Азы программирования”.

В УЦ РДТЕХ в прошлом году запустили новую услугу по оценке ИТ-персонала, которая позволяет предприятиям оценить эффективность обучения. “Мы планируем предоставлять эту услугу не только в виде тиражируемых коробочных продуктов, но и в качестве проектов, ориентированных на конкретного заказчика”, — пояснил Андрей Чумаков.

Роль сертификации

Одним из преимуществ ИТ-обучения является возможность получить сертификат, подтверждающий квалификацию человека. Но это требует определенных усилий и затрат. Как обстоят дела с сертификацией сейчас?

Эксперты отметили, что спрос на сертификацию особенно усиливается в кризисные периоды. Это понятно. Ведь сертификаты представляют собой надежное свидетельство знаний и навыков и поэтому ценятся при найме на работу, а также учитываются при повышении в должности. “Но даже сейчас интерес к сертификации растет, хотя и медленнее. Это общемировая тенденция, и Россия не остается в стороне”, — сказал Дмитрий Гудзенко.

В качестве последней тенденции он отметил также переход мировых лидеров (Microsoft, Autodesk, Cisco) на электронные сертификаты, которые легче проверить на подлинность. “Cегодня работодатель смотрит уже не только на сам сертификат, но и на то, каким именно учебным центром он выдан. Поэтому очень важно, чтобы сертификация ИТ-специалистов проводилась авторизованным центром, заработавшим себе определенную репутацию”, — утверждает Дмитрий Гудзенко.

Правда, он считает, что сертификация ИТ-специалистов еще не получила широкого распространения в России. Здесь многое зависит от работодателей. Ведь чем чаще при приеме на работу у людей будут требовать документальное подтверждение их квалификации, тем больше слушателей будет у учреждений ИТ-обучения.

Игорь Морозов тоже указал на рост интереса к сертификации, особенно по наиболее массовым технологиям (Microsoft, Oracle/Java, Cisco): “Но за последний год на рынке сертификации появились и новые игроки, запустившие соответствующие программы, такие как Huawei и Autodesk. Интерес к сертификации проявляют как опытные специалисты, использующие этот инструмент в качестве подтверждения своих знаний и навыков, так и начинающие айтишники и студенты, для которых сертификация на первых порах заменяет опыт при поиске работы”.

Растущую популярность сертификации отметил и Илья Андреев: “В 2011-м сертификацию по программе “1С:Профессионал” прошло 32 тыс. человек — на 20% больше, чем в 2010-м”.

Что нового на рынке труда

Информационные технологии развиваются очень быстро, и столь же динамично меняется спрос на ИТ-специалистов. По мнению экспертов, сейчас ситуация на рынке труда достигла докризисного состояния. Профессионалы по-прежнему востребованы, а некоторых специалистов рынку остро не хватает. Это открывает широкое поле деятельности перед учебными центрами.

“Недостаёт опытных разработчиков, Java-программистов, веб-разработчиков высокого уровня, — сказал Игорь Морозов. — В дальнейшем дефицит таких специалистов будет только усугубляться. Проблемы подготовки ИТ-кадров, которые существовали до кризиса, никуда не делись, поэтому нехватка квалифицированного персонала будет стимулировать спрос на услуги ИТ-обучения”.

Это мнение разделяет Андрей Чумаков: “В ближайшие годы спрос на профессионалов существенно превысит предложение. Повысится спрос на специалистов по разработке, внедрению и обслуживанию ПО, веб-систем и информационной безопасности. При этом в условиях дефицита существенно усилится конкурентная борьба за квалифицированные кадры между компаниями”.

Илья Андреев привел данные, полученные исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru за 2011-й, которые показали, что наибольшим спросом пользуются разработчики приложений на языке “1С” (количество вакансий — 42,5% от общего числа предложений для программистов и разработчиков ПО); на втором месте находятся Java-разработчики (10,3% вакансий), далее следуют программисты на языках PHP и Си/С++ (9,3 и 3,2% запросов соответственно).

А Дмитрий Гудзенко процитировал выводы, полученные ассоциацией АП КИТ, согласно которым потребность российской экономики в ИТ-специалистах превышает число выпускников профильных образовательных учреждений в 2,7 раза. Прогнозируется, что дефицит рабочей силы в этой отрасли сохранится еще долго. “В настоящее время наиболее востребованы программисты практически по всем направлениям: PHP, Java, Python, SEO, а также верстальщики, — сказал Дмитрий Гудзенко. — Растет спрос на системных администраторов по Windows Server 2008 и Linux/FreeBSD, разработчиков по Visual Studio 2010, а также на разработчиков мобильных приложений, специалистов по облачным технологиям и по информационной безопасности”.

Дефицит наблюдается не только среди разработчиков, но и среди ИТ-управленцев. “По опросам наших выпускников, их зарплата за два года почти удвоилась. Это говорит об острой нехватке квалифицированных управленцев в ИТ. На мой взгляд, такая ситуация будет сохраняться еще долгое время”, — сказал Александр Соколов.

Проблемы и их решение

Казалось бы, учебные центры вполне способны решить многолетнюю проблему дефицита ИТ-специалистов. Но ряд препятствий тормозит развитие услуг ИТ-образования.

По мнению Игоря Морозова, главным тормозом является ограничение бюджетов: “Во многих компаниях ИТ-подразделения по-прежнему воспринимаются как обслуживающие, и их финансирование (и обучение в том числе) идет по остаточному принципу. Исключением помимо ИТ-компаний является только банковская сфера, для которой ИТ-система составляет основу всего бизнеса, а также крупные ИТ-проекты с масштабным финансированием, как государственные, так и коммерческие”.

Андрей Чумаков считает главным тормозом развития ИТ-образования несовершенство законодательной базы в области трудовых отношений: “Риски работодателя, связанные с возвратом инвестиций, вложенных в обучение персонала, не просто остаются неоправданно высокими, но и растут в связи ростом дефицита квалифицированных ИТ-кадров. Кроме того, мешает традиционное мышление, в соответствии с которым обучение должно проходить в классе и под руководством преподавателя, в то время как рынок предлагает широкий спектр видов обучения”.

Дмитрий Гудзенко выделил два основных фактора: “Один из них связан с отсутствием у большинства российских ИТ-специалистов привычки к систематическому повышению квалификации и соответственно потребности в нём. К сожалению, подавляющее большинство ИТ-сотрудников — это самоучки. Они учатся, если это можно так назвать, в процессе работы методом “научного тыка”, в лучшем случае пользуются советами таких же самоучек или книгами и статьями, порой весьма сомнительного происхождения. В большинстве своем это сотрудники мелких и средних компаний, индивидуальные предприниматели и т. д., но именно эти люди составляют огромный резерв ИТ-обучения, хотя резерв, к сожалению, пока еще не активный”. Кроме того, по его мнению, проблемой является нехватка преподавателей, причем не просто преподавателей, а людей высококвалифицированных, опытных, ярких и талантливых.

Как можно устранить эти препятствия и стимулировать ИТ-обучение? Эксперты видят здесь несколько перспективных направлений. Одни из них не зависят от учебных центров. Так, по мнению Игоря Морозова, ИТ-обучение может стимулировать только развитие бизнеса и рост экономики в целом: “Развиваясь, бизнес все больше зависит от технологий, а их эффективность, в свою очередь, определяется квалификацией персонала. С усложнением информационных систем повышаются требования к общему уровню подготовки ИТ-специалистов и их навыкам в области информационной безопасности, мобильных платформ и других современных технологий”.

Дмитрий Гудзенко важным стимулом считает необходимость регулярного обновления знаний ИТ-специалистов. Компьютерные технологии постоянно меняются, и специалист, не обновляющий свои навыки хотя бы раз в год, вполне может лишиться работы. Необходимость обучения вызывается и выходом новых версий ПО. Здесь в авангарде идут сотрудники ИТ-компаний, за ними ИТ-специалисты крупных предприятий и дальше уже ИТ-сотрудники средних и мелких фирм.

Но и сами учебные центры могут подстегнуть спрос на ИТ-обучение. Андрей Чумаков отметил такие способы, как расширение услуг дистанционного обучения, улучшение контента электронных курсов, внедрение полного цикла обучения, включающего в себя разработку модели компетенции, оценку компетенции, непосредственно обучение и четырехуровневую оценку результатов. Дмитрий Гудзенко подчеркнул значение широкого ассортимента курсов и четкой специализации направлений, а также удобных способов записи на обучение и оплаты.

Но главное, считают эксперты, нужна целенаправленная пропаганда ИТ-обучения. Причем обучения самого разного — и начального, и профессионального, и дополнительного, и продолженного. Нужно донести до людей мысль о том, что современному человеку полезно регулярно проходить ИТ-обучение в течение всей своей жизни. А те, кто занят в ИТ-сфере, просто обязаны регулярно повышать свой профессиональный уровень.